06.08.2008 МЧС потратит на закупку вертолетов 110 миллионов гривен. На получение госзаказа претендуют семь крупнейших в мире производителей авиатехники.
Вчера Министерство по делам чрезвычайных ситуаций начало рассмотрение предложений, поступивших на тендер по закупке новых аварийно-спасательных вертолетов. Как сообщил «ДЕЛУ» заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Виктор Баранчук, заявки для участия в конкурсе подали семь производителей авиатехники из разных стран. Победителя в течение пяти дней определит конкурсная комиссия.
Подготовку к тендеру вела специально созданная рабочая группа, в которую вошли представители МЧС и других госслужб. «Они проводили встречи со всеми производителями вертолетов в мире. Среди них — Eurocopter (Франция, Германия), «Вертолеты России», Bell (США и Канада), Agustа (Италия), Swidnik (Польша), а также Sikorsky (США), которая производит элитные вертолеты».
Миллионы на покупку
На покупку всей аварийно-спасательной техники государство выделило порядка 110 миллионов гривен. Министр по делам чрезвычайных ситуаций Владимир Шандра сообщил «ДЕЛУ», что за эти средства его ведомство планирует приобрести два вертолета. «Если покупка обойдется дешевле, возможно, приобретем еще несколько до конца года», — добавил руководитель МЧС.
Виктор Баранчук отметил, что расценки на вертолеты российских и зарубежных производителей не очень отличаются по цене. «Мы сделали рейтинг цен. Например, в прошлом году российский Ка-226 стоил 7 миллионов долларов (около 35 миллионов гривен. — «ДЕЛО»). Аналогичные европейские и американские вертолеты стоят на один-два миллиона дороже», — сообщил замминистра.
Требования МЧС
К покупаемой технике министерство выдвигает строгие требования. Вертолет должен быть приспособлен к длительным полетам (радиусом не менее 300-500 километров). Кроме того, масса вертолета должна составлять более трех тонн, пассажировместимость — не менее 10 человек.
МЧС допустило к участию в конкурсе только заводы-производители. Виктор Баранчук пояснил, что такое решение продиктовано плачевным опытом министерства. «В 2007 году тендер выиграл посредник. Представителей министерства до сих пор не пускают на завод, аргументируя подписанными договорами с компанией-посредником», — пояснил заместитель министра.
Кого выбрать
Директор по внешним связям Казанского вертолетного завода Валерий Пашко утверждает, что МЧС предпочтительнее покупать вертолеты российского производства. «Украинская авиаструктура пока еще не рассчитана на западные стандарты. На перестройку структуры придется потратить значительные средства», — утверждает он. Кроме того, по его словам, европейская техника требует гораздо больших средств на обслуживание.
Украинские эксперты приводят другие аргументы. Сотрудник Минтранссвязи, пожелавший остаться неназванным, акцентировал на большей практичности европейской техники. «Ресурс (количество часов полета до капитального ремонта, заявленных производителем. — «ДЕЛО») российских вертолетов определен на уровне двух тысяч часов, западных — 4 тысячи».
Шуфрич сомневается
Бывший министр по вопросам чрезвычайных ситуаций, «регионал» Нестор Шуфрич, сомневается в честности проведения конкурса МЧС. Он уже выступил с заявлением, в котором обвинил чиновников ведомства в лоббизме французских производителей.
«Сейчас МЧС выбирает между покупкой двух французских вертолетов стоимостью 14 миллионов евро и покупкой двух других французских вертолетов, но с худшими характеристиками стоимостью 12 миллионов евро, — рассказывает Шуфрич. — За эти деньги можно было бы купить четыре легких санитарно-спасательных вертолета К-226 российского производства, или три аналогичных американского производства Bell-427 (Sikorsky), или технику итальянского производства Agusta».
В то же время экс-министр отказался назвать источник своей информации или же предоставить какие-либо документы на этот счет./delo.ua/