23.04.2008 Вчера в одном из общежитий Санкт-Петербургского университета гражданской авиации в Авиагородке проходили масштабные противопожарные учения. Студентов «спасали» с пятого этажа здания с помощью пожарных лестниц и «Барса».
Устройство «Барс» несложно – это железный трос, который подвешивают на крюк рядом с окном, на обоих концах троса – так называемые конверты из материи, которые надевает на себя человек. Приспособление плавно опускает шагнувшего за окно, тем временем второй конец троса поднимается вверх за вторым человеком.
– Если бы эти спусковые механизмы были, например, в Морской академии имени Макарова, когда там полыхало пламя известного пожара, можно было избежать жертв, – говорит замдиректора пожарно-спасательного отряда Московского района Александр Быков. – Тогда люди выпрыгивали из окон прямо на землю. А с таким «Барсом» можно спастись без помощи пожарных и каких-то особых навыков.
Дабы будущие авиаторы ознакомились с работой устройства, его обещают повесить в спортзале и включить тренировки на нем в учебную программу физподготовки. Вуз приобрел почти сорок таких устройств стоимостью от 14 до 19 тысяч рублей в зависимости от длины троса.
А что делать, когда пожар, а такого замечательного устройства нет? Тут одна надежда – на пожарных. Это и было вторым пунктом вчерашних учений. И, надо сказать, немало развлекло спасаемых. К окну, из которого валил дым, выдвинулась лестница, и один из огнеборцев со всем снаряжением начал карабкаться наверх. Но, не поднявшись и наполовину, занялся другой спасательной операцией – вытаскиванием своего сапога, который застрял между перекладин. Поскольку борьба оказалась безуспешной, ему пришлось спустится на землю, где студенты радостно снимали мобильниками одиноко торчащий из лестницы сапог. Завершились учения мастер-классом по тушению пламени из огнетушителя – в них участвовали все желающие.
...Если бы такой пожар случился в жизни, ему присвоили бы повышенную степень сложности – большое количество людей. Но здания общежития авиационного университета имеют всего пять этажей, пожарная лестница легко поднимается до крыши, а как быть с более высокими постройками? Вопрос особенно актуальный в свете теперешнего строительного небоскребного бума. Пожарные говорят, что уже 15-й этаж и выше создают огромные трудности для тушения огня. Вертолет может тушить только крышу горящей многоэтажки, сбоку он подлететь просто не может, проблемы создает размах лопастей плюс машина должна держаться на определенной дистанции от здания. Единственный метод тушения сверху – это десантирование спасателей, чтобы они спускались к очагу возгорания сами. Современные высотки должны проектироваться с учетом того, что возгорание будет тушиться изнутри. Это системы порошкового и газового тушения, а также специальный водопровод – и только./spbvedomosti.ru/