18.04.2008 Первые пташки совместной противопожарной эскадрильи России и Евросоюза в пятницу провели масштабные авиационные учения на Сардинии. Настоящей звездой воздушных маневров стал российский многоцелевой самолет Бе-200. На эту машину в Европе возлагают большие надежды - в прошлом году она не раз становилась решающим аргументом в борьбе с самыми сложными лесными пожарами. И это лето обещает быть не менее огнеопасным.
Чистые стекла никогда не лишние, но эта амфибия и взлетала, и садилась, и работала вслепую. Ночью, в густом смоге и дыму. Эту сверхточную систему навигации Джанфранко осваивал прямо на заводе в Таганроге, еще в 2004 году, но до сих пор ничего не видел лучше. Ни у канадцев, ни у французов.
"Это удивительно, но машина все еще суперновая. Она не похожа на другие. Очень быстрая, подвижная, очень сильная", - говорит Джанфарнко Феррери, летчик.
Сегодня Джанфранко не только пилот, еще координатор и переводчик - через него наземные службы передадут российскому экипажу координаты и задачу. К месту пожара уже стянуты лучшие команды Европы, и даже вертолет с российским министром на Сардинии встречают, готовясь и к нештатной посадке.
Маленькие пеликаны сбрасывают воду точно и аккуратно, но это всего лишь разогрев перед большим маневром.
"Кружит, вон он ждет, воду забрал уже, ждет разрешения зайти на выброс", - комментирует происходящее Рафаиль Закиров, начальник авиации – начальник Управления авиации и авиационно-спасательных технологии МЧС РФ.
Выглядывая Бе-200, у которого на борту 12 тонн воды (а зрители так близко!), глава итальянского департамента гражданской защиты волнуется. Хотя, как это бывает, Европа видела не раз. Бе-200 тушил Португалию, Болгарию, Сербию, прошлым летом, если б не наш борт, от Греции, где огонь съел десятки тысяч гектаров леса, вообще могло ничего не остаться.
На самом деле он умеет не только это. Этот самолет задумывали как многофункциональный вариант. Благодаря своему герметичному фюзеляжу, в один момент может превратиться в пассажирское или грузовое судно, воздушный госпиталь и даже спасательное судно - на борту лодка, которая может забрать с воды 12 человек.
Возможно сразу два Бе-200 скоро будут работать в составе Евроэскадрильи. Это давняя российская идея сдвинулась в места только горячим летом 2007, когда наши самолеты по очереди звали на помощь одна страна за другой.12 бортов - самолеты, вертолеты - будут работать дежурными по Европе, вылетая туда, где нужнее.
"Осталось определиться с оператором, и бюджетом, кто будет платить. И об этом будут переговоры с Евросоюзом", - пояснил Сергей Шойгу, министр РФ по чрезвычайным ситуациям.
"Эта эскадрилья должна сделать Европу сильной. Чтобы не было так, как раньше, - каждый сам за себя", - говорит Гуадо Бертолазо, глава департамента гражданской защиты Италии.
Если вопрос не увязнет в бумажных формальностях, Евроэскадрилья вылетит в свой первый полет уже этим летом. Синоптики обещают его жарким, но, похоже, Евросоюз впервые будет к этому готов. Статья "Борьба с пожарами" - наконец в бюджете объединенной Европы./vesti.ru/