16.04.2008 Об этом сообщил на пресс-конференции в “МК” начальник ГУ МЧС России по Московской области Александр Кац. Но сразу же успокоил, что встретим мы пожароопасный период во всеоружии. Тем временем подмосковные поля полыхают: нерадивые дачники жгут прошлогодние листья и траву, забывая следить за огнем. Более 2 тысяч очагов возгорания травы зафиксировано на территории Московской области с 30 марта. Палами было охвачено порядка 60 гектаров.
Температурные рекорды, которые один за другим бьет нынешняя весна, помимо хорошего настроения приносят и массу хлопот. Сезонные пожары заполыхали раньше обычного: в апреле тепло, как в конце мая. Главной проблемой сегодня становятся не тление торфа и не лесные пожары, а поджоги травы. Пожарные службы выезжают на их тушение от 100 до 250 раз в день. И самая большая проблема, по словам Александра Каца, в том, что о пожаре спасатели узнают гораздо позже, чем могли бы.
— Иногда горят очень серьезные площади, а мы узнаем об этом с опозданием, — констатирует Александр Семенович. — Люди просто не сообщают о бедствии. Ну, проехал мимо и проехал. Каждый из нас вряд ли сообщит — здесь горит трава. Один из десяти позвонит. Но когда?
Причиной 99% пожаров сегодня становится человек. Люди оставляют за собой непотушенные костры, окурки, думая, что все обойдется. Некоторые специально поджигают сухую траву, “чтобы чище было”. Но когда она начинает гореть, огонь переходит на лесную подстилку, на деревья — и получаются гектары сожженного леса. Несмотря на то что повсюду вблизи лесных массивов установлены таблички, запрещающие разведение костров, от шашлыков отказываться никто не спешит.
— Человек часто не осознает последствий своего поступка. Хотя за это есть административное наказание в виде штрафа. В Уголовном кодексе также есть статья за умышленный поджог. Но основная масса поджигателей создает пожары без особого умысла, — говорит Кац, — предотвратить же все случаи возгорания МЧС не в состоянии.
Именно пожарам было посвящено очередное заседание областной Комиссии по чрезвычайным ситуациям под председательством исполняющего обязанности губернатора Московской области Алексея Пантелеева. Оно состоялось в Шатуре, в одном из самых пожароопасных районов Подмосковья, богатого лесами и торфяниками. На заседании был сделан однозначный вывод: область к пожарам готова. Новейшая пожарная техника и показательные учения по тушению пожаров с земли и с воздуха были продемонстрированы в селе Долгуша Шатурского района. В почве на окраине села — один торф. Этот участок в Шатурском районе пожарные называют самым потенциально опасным. У местных жителей вода всегда наготове. Вообще по всей Шатуре вдоль лесов расставлены предупреждающие знаки: “Берегите лес от огня!”, “Разведение костров запрещено” и другие, вырыты маленькие прудики.
— В этом году произошли кадровые изменения, — рассказал Александр Семенович. — Меньше стало чиновников, больше — огнеборцев. Думаю, это пойдет на пользу. Тушением пожаров в регионе будут заниматься объединенные силы МЧС, МВД и других подразделений общей численностью до 10 тысяч человек. В их распоряжение предоставлено до 2,5 тысячи единиц техники, семь пожарных поездов. Воздушная разведка для обнаружения возгораний будет вестись еженедельно, а в случае обострения ситуации — ежесуточно.
Вообще-то в соответствии с Лесным кодексом организация тушения пожаров и их профилактика в лесах и на землях Лесфонда теперь находится в ведении субъектов РФ, кроме Московской области. В Подмосковье эти полномочия остаются за Комитетом лесного хозяйства.
— Обеспокоенность правительства области этой тематикой не позволяет нам оставаться в стороне, — рассказал Кац. — Мы сегодня не можем найти общий язык с Агентством лесного хозяйства Московской области. Это ведомство по закону обязано тушить пожары в подмосковных лесах, но не делает этого. Кроме того, сегодня возникают проблемы с очисткой лесов, где за зиму скопилось много поваленных деревьев, что может создать угрозу пожара. Многие главы муниципальных образований и мы обратились с просьбами к агентству решить эту проблему. Мы не можем сказать, что в агентстве ничего не делают. Конечно, там пытаются работать, но у них сейчас идет реформирование области. Хотя МЧС всегда открыто к диалогу, чтобы решать все проблемы сообща.
С начала апреля в области также начал работу межведомственный центр по профилактике тушения лесных и торфяных пожаров. Агентство лесного хозяйства пока не дало ответ на предложение там работать.
Еще одна головная боль для МЧС — дачники. Как сообщил Александр Кац, в настоящий момент с руководителями садоводческих кооперативов ведутся профилактические работы, проверяется качество связи со всеми службами МЧС. На пожароопасных территориях, в частности вблизи лесов и торфяников, находится 1800 населенных пунктов.
— Практически все садоводческие кооперативы обязаны иметь с нами связь, чтобы оперативно вызвать пожарную службу, — заметил Александр Кац. — У нас нет возможности построить возле каждого дачного участка пожарную часть. Такого количества дачных домиков и участков, которые есть в Подмосковье, не существует ни в одном регионе РФ. Даже Центральный федеральный округ не имеет столько участков, сколько имеет Московская область. 50% домовладений принадлежит москвичам. Когда они приезжают туда отдыхать, население области вырастает в несколько раз.
Во многих садоводческих товариществах — проблема с водой.
— Вода в пожарной машине при активном тушении, например, большими стволами, заканчивается ровно через 2 минуты. 2,5 или 4 тонны, 2—3 минуты — и нет воды. И приходится ехать за несколько километров, а то и десятков километров, для того чтобы заправлять эту технику.
По прогнозам, в этом году ситуация с лесоторфяными пожарами в Московской области не будет отличаться от прошлых лет, всплеск возгораний возможен лишь в августе.
— Самыми проблемными территориями остаются Шатура, Егорьевск, Орехово-Зуево, Дмитров и Талдом. Там происходит наибольшее число пожаров из-за большой лесистости. Кроме того, находятся огромные залежи торфа. В свое время там были огромные торфоперерабатывающие предприятия. Сегодня они прекратили свою работу, и все разработки торфа были практически брошены. Ими не занимаются с точки зрения пожарной безопасности, поэтому они часто горят, — пояснил Кац.
Наибольшее число лесо-торфяных пожаров было зафиксировано в Московской области в 2002 году. Тогда огнем были охвачены сотни гектаров Подмосковья. Сегодня резерв материально-технических средств в области сформирован в полном объеме, необходимом для реагирования, в том числе в масштабах тех пожаров. Остается надеяться, что такой объем технических средств огнеборцам не понадобится. Ведь пожар легче предотвратить, чем потушить.
МЕЖДУ ТЕМ
В минувшее воскресенье в Егорьевском районе, где чаще всего горят торфяники, возник торфяной пожар на площади 0,02 га. Однако пожарные своевременно потушили очаг возгорания, не допустив распространения огня, сообщили в Главном управлении МЧС России по Московской области. Всего с начала пожароопасного периода в регионе ликвидировано 7 очагов возгораний торфа общей площадью около гектара, из них три в лесах и четыре на торфяных болотах. За тот же период зарегистрировано 2593 очага возгорания сухой травы общей площадью около 54 гектаров./mk.ru/