17.02.2008 В длительной истории с покупкой двух российских вертолетов поставлена финальная точка. Правительство Кипра на прошлой неделе решило разорвать соглашение.
Министр сельского хозяйства Фотис Фотиу подтвердил, что покупка двух российских вертолетов не состоится. Казанская фирма-производитель не выполнила условий, оговоренных в контракте.
Решение по данному вопросу было согласовано с юристами и главным аудитором, которые провели оценку контракта. Соглашение было разорвано после того, как независимые эксперты подтвердили, что радиоэлектронное оборудование вертолетов не соответствует оговоренному в контракте. Кроме того, вертолеты не были оснащены аппаратурой, необходимой для работы в ночное время. Кроме того, по мнению независимых экспертов, летательные аппараты не смогли бы переносить 4,5 тонны воды при температуре 42 градуса. Вертолеты планировалось использовать для тушения пожаров и проведения поисково-спасательных операций.
Министр сельского хозяйства Фотис Фотиу, в ведомстве которого находится департамент лесного хозяйства, пояснил, что подписанное с КВЗ соглашение включает пункт о выплате неустойки в размере 10% от общей стоимости закупки в случае, если КВЗ не поставит вертолеты в течение десяти недель после даты, которая оговорена контрактом. Министр также сообщил, что Казанский вертолетный завод должен будет выплатить компенсацию в размере 769 тысяч 500 евро.
В самое ближайшее время правительство вновь начнет принимать предложения компаний о покупке летательных аппаратов. До тех пор, пока не будут приобретены собственные, страна продолжит, как и все годы, брать в аренду пожарные вертолеты в летние месяцы, что обходится казне в 427 тысяч 500 евро ежемесячно.
История вопроса
В мае 2004 года Кабинет министров Кипра принял решение о покупке двух вертолетов.
В апреле 2005 года департамент лесного хозяйства объявил о начале тендера, в котором приняли участие: Казанский вертолетный завод, а также российские фирмы "Камов" и Улан-Удинский авиационный завод.
В июле 2005 года был назван победитель - Казанский вертолетный завод (КВЗ). Согласно контракту, самолеты должны быть доставлены на Кипр и сданы в эксплуатацию 20 апреля 2007 года. Общая сумма контракта составила 9 млн. фунтов. Однако после согласования требований контракта с государственным департаментом лесного хозяйства, правительство Кипра решило, что вертолеты должны быть оборудованы автопилотом, который позволит машинам зависать над местом проведения операции. Как выяснилось, в деле уже тогда было много неясностей.
В феврале 2007 года Казанский вертолетный завод направил кипрским заказчикам официальное письмо, в котором сообщил о возможной задержке, т.к. США отказались одобрить экспортные поставки программного обеспечения. КВЗ предложил кипрским властям передать вертолеты без дополнительных систем. Таким образом, создалась ситуация, когда Кипр должен был получить вертолеты, поставка которых была оплачена, однако не может этого сделать, так как продукт формально не соответствовал дополнительным требованиям кипрской стороны, возникшим уже после завершения тендера и выбора поставщика.
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВК:
Мы связались с руководством Казанского вертолетного завода. Вот что ответил нам заместитель директора завода КОНОРОВ Олег Вадимович:
"Мы не хотим комментировать сложившуюся ситуацию. С нашей стороны вопрос пока остается открытым. Больше ничего говорить не буду. Звоните на следующей неделе"./cyprusadvertiser.com/