04.12.2007 Ярославская область. Обеспечить пожарную безопасность в десятках ярославских деревень в этом году оказалось невозможным. "Пожарный" вопрос был передан в ведение главам ярославских поселений, но те по разным причинам оказались не способны справиться с задачей. Насколько серьезна ситуация, выяснила корреспондент "РГ".
Нет денег - пруд пруди
В левобережной половине Некрасовского района страшнее пожаров для жителей нет, наверное, ничего. Уже много лет обитатели почти полутора сотен населенных пунктов, реформой местного самоуправления отнесенных к поселению Красный Профинтерн, живут без пожарного прикрытия - на многие километры здесь нет ни одной пожарной части. Та, что на правом берегу, с берегом левым имеет сообщение только летом, когда работает переправа. Да и открытие перевоза каждый год под вопросом. В случае возгорания огнеборцы едут аж из областного центра, за сорок - и это как минимум! - километров и не менее часа...
Реформа самоуправления прежние надежды на федеральную пожарную часть и вовсе отодвинула в необозримое будущее. С этого года полномочия по обеспечению пожарной безопасности в значительной своей части были переданы городским и сельским поселениям, согласно ФЗ-131 о реформе местного самоуправления. Расходы на пожарную безопасность, финансировавшиеся прежде из федерального и областного бюджетов, теперь обеспечиваются по усеченной схеме. Причем руководители поселковой ступени властной вертикали в местном кошельке должны найти средства на профилактику и первичные меры пожарной безопасности, участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселений, создание и содержание аварийно-спасательных служб на своей территории. Только первичные меры пожарной безопасности расписаны на трех листах. Было от чего схватиться за голову руководству поселений. Денег нет, а случись что, отвечать придется по всей строгости.
Горящий бюджет
- Конечно, средств на обеспечение пожарной безопасности закладываем мы в бюджет мало, но ведь и бюджет у нас меньше некуда, - рассказал корреспонденту "РГ" глава поселения Красный Профинтерн Николай Золотников. - А задачи очень затратные. Только выкопать или почистить пожарный пруд стоит до ста тысяч рублей, то есть все выделенные на год на обеспечение пожарной безопасности средства. В этом году приобрели мотопомпу, огнетушители, провели опашку крупных населенных пунктов, один пруд выкопали.
В Середском сельском поселении Даниловского района "пожарные" полномочия тоже выполняются по мере сил. Но ресурсов, жалуется его глава Алла Холоднова, особенно финансовых, и здесь тоже немного.
До полного порядка в пожарном хозяйстве поселений далеко - это подтвердили 23 проверки МЧС этого года. По их "мотивам" было возбуждено 14 административных дел. Не опахиваются территории, нет ранцевых огнетушителей, не ведется профилактическая работа с владельцами частных домов, нет "пожарных" водоемов и подездов к ним - и много других "не".
У пожарных своя логика. В большинстве случаев, считает главный пожарный инспектор по Ярославской области Евгений Шумилов, деньги на пожарную профилактику поселения найти в состоянии.
- Земля пользуется спросом, - говорит он. - В Ярославском, пригородном, районе земля активно расходится под застройку. В Пошехонском, Брейтовском, Первомайском, Некрасовском и Мышкинском - благодатные края для дачников. Деньги от аренды и продажи земли немалые, и часть их достается поселениям. А вот сознательность глав зачастую хромает. Конечно, гораздо проще купить фейерверк и устроить день села, нежели посетить каждый дом и проверить состояние проводки и печного отопления.
Тест для дружинника
Вместе с тем в Управлении МЧС по Ярославской области соглашаются, что одним махом и только на уровне поселений проблемы не решить. Немало трудностей и пожарным, и главам поселений несет постоянно меняющееся законодательство. Недавно вступившие в силу поправки в закон о пожарной безопасности вызвали недоумение пожарных.
- Весь этот год я хотя бы знал, что отвечать за меры пожарной безопасности должен глава поселения, - удивляется Евгений Шумилов. - На будущий год федеральный центр вошел в бедственное материальное положение поселений, многие обязанности по пожарной безопасности сняли. А на кого их переложили - пока неизвестно...
Есть и другие законодательные "закавыки", решать которые еще предстоит. Ни для кого не секрет, что многие сельские населенные пункты находятся за пределами нормативного радиуса выезда пожарных подразделений. И спасительными в этой ситуации всегда были добровольные пожарные дружины (ДПД), существовавшие при сельхозпредприятиях.
- Закон о реформе местного самоуправления на этих формированиях поставил крест, - говорит начальник управления оперативного реагирования ГУ МЧС по Ярославской области Эдуард Иванов. - Теперь в ДПД может быть задействован гражданин с хорошим здоровьем только в свободное от основной работы время, не чаще, чем один раз в три месяца, и не более, чем на четыре часа. А теперь вспомните, сколько всего в наших населенных пунктах трудоспособного населения!
Более того, руководители предприятий, которые проявляют сознательность и содержат до сих пор пожарные команды, очень рискуют. Ведь все ныне существующие в области ДПД не имеют лицензии, для получения которой весь состав должен иметь образование и соответствовать многим другим требованиям.
Кстати
Отчасти утихомирить "красного петуха" поможет целевая областная программа, по которой до 2010 года в сельских районах Ярославской области появятся 27 малочисленных пожарных подразделений по охране населенных пунктов. Но уже сейчас ясно - закрыть все "пожарооголенные" села не удастся. В частности, в Красном Профинтерне не смогли найти подходящее помещение для пожарной части: все имущество пока находится в ведении района.Марина Никитина, Ярославская область "Российская газета" - Верхняя Волга №4534 от 4 декабря 2007 г./rg.ru/