16.11.2007 На днях Государственный пожарный надзор Главного управления МЧС России по городу Москве составил список объектов, находящихся в неудовлетворительном противопожарном состоянии и представляющих опасность для людей. В этот перечень вошли два института Российской академии наук, несколько вузов, три театра, спорткомплексы, дома культуры, общежития и жилые дома - всего 64 здания.
Крайняя мера
- Черный список - форма, к которой прибегает МЧС, чтобы привлечь внимание общественности к грубым нарушениям правил и норм пожарной безопасности, - объясняет Олег Найденников, начальник отдела надзорной деятельности Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по городу Москве. - Нынешний перечень уже восьмой по счету.
Списки эти по большей части имеют "тематический" характер. Например, после вызвавшей прошлой зимой бурный общественный резонанс серии пожаров в закрытых наркологических и психоневрологических лечебницах 17 января появился черный список российских заведений подобного рода. Нынешний реестр пожароопасных объектов исключительно московский. Его публикация связана в первую очередь с происшедшим 2 октября пожаром в Московском институте государственного корпоративного управления, в котором погибли 11 студентов.
- Наша цель состоит не только в том, чтобы предупредить москвичей, но и в том, чтобы иметь веские аргументы в случае возникновения пожара, - добавляет Олег Найденников. - Ведь сотрудники Госпожнадзора могут быть привлечены к уголовной ответственности. Например, полгода назад было принято судебное решение по поводу пожара в общежитии РУДН в ночь на 24 ноября 2003 года (тогда погибли 44 человека). Нашего инспектора Павла Лонина приговорили к двум годам лишения свободы.
Что ж, опубликованный черный список действительно наделал шуму. Еще бы: именитые учреждения, внушительный перечень нарушений. Впрочем, при ближайшем рассмотрении все оказывается не так страшно. Многие упомянутые в списке здания "объектами с массовым пребыванием людей" можно назвать лишь с большой натяжкой.
Взять, к примеру, Московский государственный университет приборостроения и информатики. МГУПИ попал в черный список из-за одного из своих зданий по адресу: улица Стромынка, дом 20, корпус 5. Его эксплуатация была в судебном порядке приостановлена на 30 суток. А в прессе и среди студентов поползли слухи о временном закрытии всего университета. Между тем "арестованное" строение не является ни учебным зданием, ни общежитием. Это всего лишь старый и почти не используемый лабораторный корпус.
- Мы планируем в течение ближайшего года снести 5-й корпус и построить на его месте новое здание, - сообщил "МН" проректор МГУПИ по административно-хозяйственной работе Борис Борисов. - Естественно, не очень хотелось тратить дополнительные государственные деньги на его противопожарное оборудование. В любом случае 26 октября строение было опечатано на месяц.
Схожая ситуация сложилась с Московской государственной академией водного транспорта. Принадлежащий академии объект, упомянутый в черном списке, тоже представляет собой малоиспользуемый лабораторный корпус.
- Да, многие нарушения мы уже устранили, но автоматической пожарной сигнализации в этом здании еще нет, - поясняет проректор МГАВТ по административно-хозяйственной работе Леонид Худолей. - Но мы старались в первую очередь обезопасить на случай пожара учебные корпуса и общежития. На корпус, где ведется научная работа, пока просто не хватает денег. Оснастить одно здание стоит в среднем 800 тысяч рублей. Зданий у нас 17. На одно обслуживание уже существующих противопожарных систем в будущем году пойдет 1,5 млн рублей. А финансирование у академии бюджетное.
"Вечный" вопрос
Проблема пожарной безопасности в государственных научных учреждениях и вузах сплошь и рядом упирается в финансовую сторону вопроса. Расчистить проходы и выкинуть горючий хлам с чердаков несложно. Часть нарушений, вроде наличия горючей обшивки стен на путях эвакуации или отсутствия табличек "выход" и доводчиков на дверях, тоже можно устранить без особых затрат. Даже система оповещения о пожаре стоит сравнительно недорого. Зато современная противопожарная сигнализация и аварийная вентиляция требуют действительно серьезных материальных вложений.
- У нас ежемесячная зарплата всех сотрудников чуть меньше чем 1 млн 300 тысяч рублей, а сигнализация для всего здания обойдется в 2,5 миллиона, - проводит неутешительное сравнение Леонид Григорович, заместитель директора Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук по материально-техническим и экономическим вопросам.
Судебное решение по делу института было принято еще 13 июня. С 15 по 25 июня учреждение было закрыто. Многие нарушения - а претензии к институту у Госпожнадзора имелись по 26 пунктам - уже устранены. Но денег на решение всех проблем не хватает, и вот Институт русского языка попадает в ноябрьский список нарушителей.
У Дипакадемии, по утверждениям администрации здания, все вопросы с пожнадзором решены
- Как только появится финансирование, все требования МЧС будут выполнены, - вторит коллеге заместитель директора Института философии РАН Вадим Подстригич. - Мы уже подали соответствующую заявку в президиум Академии наук.
При этом санкции, наложенные судами на "провинившиеся" организации, подчас весьма суровы. Одно дело - десятидневная приостановка деятельности научного института в летний период. И совсем другое - на 90 дней закрыть студенческое общежитие. Именно такие неприятности угрожают Московскому государственному университету геодезии и картографии. Шестнадцатиэтажное здание "Дома студентов" в Гороховском переулке населяют более пятисот человек. Если его закроют, пристроить в одночасье ставших бездомными студентов будет нелегко.
Сейчас администрация института геодезии и картографии пытается оперативно исправить все огрехи до прихода судебных исполнителей. Тогда приостановки деятельности общежития, возможно, удастся избежать. В срочном порядке найдены средства на приведение в порядок пожарной сигнализации - тут, к счастью, она имеется, просто в некоторых помещениях отсутствуют датчики. Паркет в коридорах спешно меняют на негорючую плитку. Закуплены даже системы спасения "Барс", позволяющие в специальной люльке спуститься с балкона горящего дома.
Открыты все прежде запертые двери, ликвидированы турникеты на входе. Что поделать, в студенческих общежитиях требования противопожарной безопасности и требования режима зачастую друг другу противоречат...
Закон суров, но...
То, что руководители некоторых включенных в черный список объектов получили небольшую отсрочку в исполнении судебного решения и, соответственно, время для того, чтобы что-то исправить, - большая для них удача. Еще два года назад инспекторы Государственного пожарного надзора, выявив нарушения в эксплуатация здания, могли эту эксплуатацию приостановить, не обращаясь к Фемиде. Теперь в таких случаях приходится действовать через суд.
- Судебные исполнители еще не привыкли работать с такими объектами, - объясняет причину проволочек с исполнением судебных решений Олег Найденников. - Мы проводим и будем проводить совместные совещания, рабочие встречи со службой судебных приставов и с участием представителей Московского городского суда для решения данной проблемы и соблюдения принципа неотвратимости наказания.
Требования МЧС, безусловно, являются обоснованными. Правила и нормы пожарной безопасности разработаны не просто так, и то, что дилетанту может показаться пустыми формальностями и мелочными придирками, например, замечания по поводу отсутствия светящихся указателей "Выход" или необходимости ликвидировать пороги на путях эвакуации, вовсе не пустяки - в случае возгорания от подобных "мелочей" могут зависеть человеческие жизни. Что уж говорить о серьезных нарушениях, когда аварийные выходы заставлены шкафами или отсутствует пожарная сигнализация.
Другое дело, стоит ли так уж винить руководителей тех бюджетных организаций, в хозяйстве которых инспекторы МЧС обнаружили недочеты. Получается, что одна государственная организация обвиняет другую государственную организацию в неисполнении установленных государством же требований. При этом именно государство не выделяет достаточных средств, чтобы эти требования исполнялись.
По-видимому, было бы неправильно, если бы крайними в сложившейся ситуации оказались ректоры вузов и директора научных институтов. Хорошо бы, чтобы результатом публикации черного списка стала не столько критика руководителей упомянутых учреждений, сколько более пристальное внимание государства к финансированию противопожарных мероприятий на бюджетных объектах.
Выдержка из обнародованного в ноябре Госпожнадзором МЧС чёрного списка столичных объектов с массовым пребыванием людей
Учебные заведения
- Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Гоголевский бульвар, д. 2/18/1, стр. 1,3
- Московская государственная академия водного транспорта, Проектируемый проезд, N 4062, д. 6, стр. 1
- Дипломатическая академия МИД РФ, ул. Остоженка, д. 53
- Институт философии РАН, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5
- ГОУ ВПО "Московский государственный университет приборостроения и информатики", ул. Стромынка, д. 20
- ГОУ СПО "Колледж автоматизации и радиоэлектроники N 27", подразделение N 4, ул. Басовская, д. 12.
- Институт экономики и предпринимательства, ул. Генерала Берзарина, д. 12, помещение подвала, кабинет АХО, помещение охраны
Объекты культуры
- Московский театр "Эрмитаж", ул. Каретный ряд, д. 3 - мастерские театра
- Государственное учреждение культуры г. Москвы "Московский драматический театр им. Рубена Симонова", Калошин пер., д. 10, стр. 2
- Дом культуры Федерального государственного унитарного предприятия "Инвестиционно-строительный концерн "Росатомстрой" "НИКИМТ", Алтуфьевское шоссе, д. 43
- Филиал Дома культуры "Загорье", ул. Кантемировская, д. 4, кор. 2
- ОАО "ТПО "Киностудия им. М. Горького" (трехпавильонный корпус), ул. Сергея Эйзенштейна, д. 8
- Кинотеатр "Рига", ул. Ботаническая, д. 39а
- Театр "Практика", Б. Козихинский пер., д. 11/13
- АНО ДК "Октябрь", ул. Маршала Малиновского, д. 7
Объекты здравоохранения
- Городская клиническая больница N 70, Федеративный проспект, д. 17
Гостиницы
- Гостиница "Рекорд", г. Зеленоград, кор. 1634
Спортивные объекты
- Универсальный дворец спорта "Крылья Советов", ул. Толбухина, д. 10, кор. 4, стр. 1
КСТАТИ
В ноябрьском черном списке попадаются весьма знаменитые объекты. Скажем, Институт русского языка им. В.В. Виноградова с момента своего основания занимает здание по ул. Волхонка, 18/2. Первоначально одноэтажное, оно было возведено в 1770-х гг. и несколько раз, что традиционно для Москвы, перестраивалось. В разные годы дом был связан с множеством исторических личностей - главным образом в силу того, что с 1831 года в течение полувека здесь располагались службы 1-й Московской мужской гимназии. Другой пример - Дипломатическая академия на Остоженке, здание, выстроенное в 1875 году для лицея М.Н. Каткова. Институт философии РАН - снова Волхонка. Как ни разнятся эти здания с точки зрения архитектурного стиля, их объединяет одно: они занимают чрезвычайно заметное место в исключительно престижном районе города.