04.10.2007 Правительство России отменило лицензирование деятельности автозаправочных станций. Это уменьшит расходы нефтетрейдеров, но может сказаться на безопасности АЗС. Проверки Ростехнадзора выявляют многочисленные нарушения, которые могут иметь самые печальные последствия.
Эксплуатация объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, исключена из перечня лицензируемых видов деятельности. Такое постановление 2 октября подписал премьер-министр России Виктор Зубков. Такие же поправки внесены в положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Дорого и сердито
Сейчас на каждую
АЗС (объект) нужно получать отдельную лицензию. Лицензионный сбор небольшой - 1300 рублей. Однако реальные затраты многократно выше – от 50 до 100 тысяч рублей. Лицензирование только одной АЗС в Москве как пожароопасного объекта обходится в 13,5 тысяч рублей в месяц. Например, владелец заправки должен провести подготовку и аттестацию руководителей и специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию оборудования и производственный контроль. Для этого нужно оплатить соответствующие услуги аккредитованных организаций. Аттестация проводится в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора. Операторы АЗС также должны пройти специальную подготовку и подтвердить квалификацию в учебных центрах.
Устанавливались и другие требования. Необходимо представить сертификаты на оборудование, провести экспертизу промышленной безопасности резервуаров АЗС или их техническое диагностирование и т.д. Компания-оператор обязана была доказать наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий. Лицензированием деятельности АЗС как пожароопасных объектов занималось МЧС, взрывоопасных – Ростехнадзор.
Деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования расценивалось как административное правонарушение, а иногда и уголовное преступления. По данным самих нефтетрейдеров, в России были возбуждены десятки уголовных дел и даже вынесены приговоры (директора ООО «Баррель» Наталью Алексееву приговорили к двум годам лишения свободы по статье 171 УК РФ).
За отмену лицензирования давно выступало как само бизнес-сообщество (Российский топливный союз, объединение «ОПОРА» и др.), так и министерство экономического развития и торговли. Отставка министра Грефа – главного инициатора либеральной административной реформы - разочаровала многих участников рынка. Однако уже 25 сентября комиссия по проведению административной реформы одобрила проект постановления об отмене лицензирования, а 2 октября он был подписан новым главой правительства России.
Безопасность – дешевле всего
Большинство инициаторов говорило о необходимости устранить именно «двойное лицензирование». Ведь каждая АЗС должна был получить лицензию и на пожаро-, и на взрывобезопасность, тогда как многие процедуры и требования были схожи (требование о наличие лицензии на взрывобезопасность было введено только в январе этого года).
Однако теперь решили отменить лицензирование вообще. В государственный реестр опасных производственных объектов внесено более трех тысяч автозаправочных станций, хотя всего по стране их около 50 тысяч. Проведенные органами Ростехнадзора обследования выявляют многочисленные нарушения: в большинстве случаев территории, оборудование и производственные помещения не соответствуют установленным нормам безопасности и правилам технической эксплуатации АЗС.
«Практически на всех АЗС отсутствуют системы улавливания углеводородов, системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной среды. Часть резервуаров непригодна к дальнейшей эксплуатации из-за длительного использования с нарушениями правил. Отсутствуют очистные сооружения, обеспечивающие экологическую безопасность. Большинство АЗС эксплуатируется частными лицами или индивидуальными предпринимателями по кратковременным договорам аренды с владельцами. Работники и специалисты, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах не проходят обучение и проверку знаний по безопасности работ, инструктажи, хотя работают с взрывопожароопасными продуктами. АЗС не укомплектованы материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций», – констатирует заместитель руководителя Ростехнадзора Константин Чайка.
Сами компании пока воздерживаются от подробных юридических комментариев. «Мы приветствуем выход данного положения, поскольку это снимает ряд технических противоречий, существовавших в правилах функционирования автозаправочных станций ранее», – сообщили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе компании ТНК-BP. /«Фонтанка.ру»/