09.08.2007 Пожар на обувной фабрике на улице Двинской и возгорание в бизнес-центре на Московском проспекте напомнили о проблеме, которая фактически уже стала насущной для Калининграда. Речь идет о пожароопасности городских зданий и промышленных сооружений. Особенно тех из них, что только вступили в строй или планируются к возведению в ближайшем будущем.
«Антитеррор» против огнеборцев
- На Двинской, скорее всего, замкнуло электропроводку, - говорит о причине «фабричного» пожара первый замначальника Главного управления МЧС по Калининградской области Владимир СУЛИМЕНКО. - Но независимо от причины возгорания материалы будут направлены в суд с требованием приостановки деятельности объекта как представляющего опасность в пожарном отношении. Можно только сожалеть, что в ноябре прошлого года представленные нами материалы суд не удовлетворили, и он ограничился штрафом и предупреждением работодателю. Что до ЧП на Моспроспекте, то там система оповещения о пожаре сработала, противопожарное водоснабжение также оказалось в рабочем состоянии. Другой вопрос, что дежурный персонал не был подготовлен к действиям в подобных ситуациях. Была суббота, большинство офисов не работало и оказалось закрыто. Пожарные, безусловно, имели в своем распоряжении инструменты, чтобы вскрыть любые двери, но решили не предпринимать радикальных мер, благо обстановка позволяла. Зато столкнулись с другой сложностью - негде было установить высотную технику.
Даже просто подобраться к горящему зданию калининградским пожарным, как правило, весьма непросто. Когда на улице Клинической горел отдел внутренних дел, прибывшие огнеборцы уперлись в бетонные блоки - антитеррористическое приспособление на подходах к полыхавшей милиции. Не хуже инженерных заграждений зачастую работают автопарковки, расположенные вплотную к домам. Да и при постройке сплошь и рядом не выполняются требования насчет свободных территорий вокруг объектов. А ведь если длина или ширина строения превышает 18 метров, к нему непременно должен быть подъезд минимум с двух сторон.
Если в кране нет воды…
- В связи с изменениями в законодательстве наши надзорные функции оказались ограничены, и, с моей точки зрения, не соответствующими обстановке, которая в последнее время складывается у нас в стране.
Полковник Сулименко имеет в виду то, что с 1 января текущего года представители Госпожнадзора исключены из состава комиссии по приемке построенных объектов.
- К сожалению, мы видим, что многие здания, которые в последнее время вводятся в эксплуатацию, не соответствуют нормам противопожарной безопасности, - продолжает Владимир Анатольевич. - Пожарный надзор подключается лишь после подписания акта госприемки. Только тогда мы можем провести обследование объекта, выявить нарушения и внести соответствующие представления.
Последним по времени примером госприемки по новому образцу в Калининграде стал торгово-развлекательный комплекс «Плаза». Специалистов МЧС не устраивает в нем число и расположение аварийных выходов. Притом они настолько узки, что практически гарантируют давку в дверях при спешном оставлении огромного сооружения. Оставляют желать много лучшего системы обнаружения пожара, противодымная защита, системы вентиляции и пожаротушения.
Есть и другая проблема - недостаточное количество уличных гидрантов. К слову, недавно выяснилось, что примерно каждый десятый гидрант в Калининграде находится в нерабочем состоянии. И когда горел Центральный рынок, по улице Черняховского пришлось тянуть длиннющую магистральную линию из пожарных рукавов. Брать воду из открытых источников также проблематично. Городские ручьи летом зачастую пересыхают, зимой промерзают. А на Преголе, Верхнем и Нижнем озерах не имеется специальных пожарных пирсов.
Дожить до пожарных
Пожарная охрана Калининграда имеет на вооружении 2 автоподъемника, способных достигать высоты 50 метров (это примерно 16-й этаж), и один - 30-метровый. Плюс к ним - три автовышки, также рассчитанные на высоту 30 метров. По расчетам специалистов, для столицы области этого вполне достаточно. Но в последнее время в городе появились 20-этажные здания и, как известно, планируется возведение куда более высоких небоскребов. В связи с этим Госпожнадзор предвидит возникновение трудностей с эвакуацией людей из таких сооружений. Зданием повышенной этажности считается то, в котором 10 и больше этажей. Для них разработана специальная система защиты: например, незадымляемые лестничные клетки, изолированные от основного пространства здания. При этом наружные пожарные лестницы, знакомые нам по голливудским фильмам, в нашей области допускаются только на домах, не выше 9 этажей. Есть и другие приспособления для эвакуации - спасательные корзины, канаты и т. д. В крайнем случае, людей планируется спасать с крыш будущих небоскребов при помощи вертолетов.
Но это - если геликоптеры не попадут в восходящие потоки горячего воздуха или сам небоскреб до их прибытия не превратится в груду развалин. В модерновых билдингах используются металлоконструкции, ограниченные определенным пределом стойкости. Температура при пожаре в таких огромных помещениях за считанные минуты поднимается до 400-600 градусов и выше. Жару добавляют сэндвич-панели из легковоспламеняющихся материалов. Сталь начинает деформироваться, и здание рушится. Именно так сгорела типография в Московском районе - конструкции просто сложились и погребли под собой дорогостоящую печатную аппаратуру. К счастью, гастарбайтеры там не ночевали.
В ТЕМУ
Где горит чаще всего
По статистике больше всего пожаров происходит на 1-м, 2-м и 5-м этажах домов. И только 7-8 процентов имеют место в высотных зданиях. Но последнее - от лукавого, просто пока небоскребов у нас не так много. А вот у первого показателя, кроме дикого количества пятиэтажек-«хрущевок» и «брежневок», имеется вполне логичное объяснение. Просто на первых и последних этажах проживают, как правило, люди из общественных слоев, которые принято деликатно называть социально незащищенными.
Еще одну проблему вызвали к жизни растущие, как грибы после дождя, вокруг Калининграда промышленные объекты. По норме пожарные подразделения не должны располагаться от них дальше 3 километров. Только тогда караул огнеборцев по тревоге сможет прибыть на пожар в установленные 5 минут. Но за предыдущие 40 лет в нашем городе не появилось ни одного нового пожарного депо, которых как было, так и остается всего 6. И многие пригородные поселки и даже городские окраины сейчас находятся вне их радиуса действия./kaliningrad.kp.ru/