23.07.2007 Наперебой обсуждая причины техногенной катастрофы под Львовом, чиновники всех рангов предпочитают не говорить о главном — все пострадавшие от возгорания цистерн с желтым фосфором имеют законное право на страховое возмещение. Поскольку закон обязывает страховать все перевозки опасных грузов, выплатить возмещение должна страховая компания виновника аварии. Не исключено, что завеса молчания опущена далеко не случайно. Упорно скрывая название страховой компании, которая должна нести финансовые обязательства, заинтересованные лица хотят переложить их на бюджет. Ведь такого вида страховки давно обеспечивают «карманные» СК.
Обязательное страхование ответственности субъектов перевозки опасного груза действует с 2002 г. По законам «О страховании» и «О перевозках опасных грузов» о наличии страховки должны позаботиться отправители, перевозчики и получатели таких грузов, вне зависимости от того, являются они резидентами Украины или нет. Отправителем цистерн с желтым фосфором значится казахское ТОО «Казфосфат», перевозчиком выступила национальная компания «Казахстан Темир Жолы», а ее партнером в Украине — «Укрзалізниця». Груз сопровождал киевский экспедитор «Галь-Дженералтранс», название польской компании-получателя не разглашается. Все затраты, связанные с выплатами страховых возмещений, лягут на СК, застраховавшую установленного следствием виновника аварии. Проконтролировать же наличие и правильность составления страховых договоров должен был Минтранс.
Чтобы получить компенсацию, пострадавшим придется обивать пороги многочисленных ведомств. По действующим правилам (закреплены правительственным постановлением №733 от 01.06.2002 г.) они должны обратиться с заявлением в Минтранс, который в свою очередь предъявит иск к виновнику аварии. Если тот откажется выплачивать компенсацию, потерпевшим придется обращаться за защитой в Минтранс и Государственную комиссию регулирования рынков финансовых услуг Украины. «Министерство транспорта и Госфинуслуг должны отвечать за исполнение этого вида обязательного страхования», — уточнил гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Игорь Яковенко.
Рассчитывать на получение денег смогут лишь те, кто докажет, что ущерб их жизни и здоровью был причинен именно в результате техногенной катастрофы. «Для этого пострадавшие должны предоставить копию обращения в медучреждение с датой (выписка из истории болезни), поставленный диагноз, справку из МЧС о дате, месте и характере ЧП, другие документы, свидетельствующие о длительности и серьезности заболевания», — говорит гендиректор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. Выплатить деньги страховщик обязан в течение 10 дней после получения всех документов, подтверждающих страховое событие.
Впрочем, чиновники позаботились о том, чтобы расходы СК, которые будут выплачивать возмещение при наступлении страхового события, были минимальны. Согласно упомянутому правительственному постановлению страховая сумма за каждую тонну опасного груза определяется в зависимости от уровня такой опасности. Для желтого фосфора, относящегося к первому классу, размер страховки составляет 110 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 1870 грн. за тонну. Для всего объема желтого фосфора, попавшего в аварию под Львовом, страховая сумма составит около 1,7 млн грн. Если сумма по всем предъявленным искам окажется больше, разница должна быть покрыта за счет бюджета.
Но и такое развитие событий маловероятно: действующие нормативы устанавливают смехотворные размеры компенсации за ущерб, нанесенный вследствие техногенной катастрофы. Родственникам погибшего выплатят всего 8500 грн., а человеку, получившему от отравления желтым фосфором I, II или III группу инвалидности, — 7650 грн., 6375 грн. и 4250 грн. соответственно. Каждый день нетрудоспособности пострадавшего от химической аварии наше государство оценило в 17 грн. За вред, нанесенный окружающей среде, СК может со спокойной душой заплатить не более 30% от страховой суммы, за все поврежденное имущество третьих лиц — не более 20%. «Действующие нормативы — это фикция. Предусмотренная в них ответственность — ничтожна, компенсационные суммы не могут покрыть реальных последствий катастрофы», — возмущается директор компании «Страховой брокер «Дедал» Ибрагим Габидулин.
Финансовые показатели страхового рынка доказывают, что пользу от обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов получают только СК. По рейтингам компании «Дедал», за 2006 г. отечественные страховщики заработали на этом виде страхования 37,54 млн грн. Лидерами в данном сегменте являются «УПСК», получившая 3,9 млн грн., и «Оникс», собравшая 3,4 млн грн. премий. При этом СК выплатили лишь 36 тыс. грн. («АСКА» возместила 15 тыс. грн., «Универсальная» — 21 тыс. грн.). Для остальных СК обязаловка стала верным источником дохода. Эксперты намекают, что среди лиц, связанных с компаниями, страхующими перевозки опасных грузов, можно обнаружить крупных чиновников из Минтранса.
Информация по СК, на которую ляжет финансовая ответственность по аварии под Львовом, находится в распоряжении ведомства Николая Рудьковского. В Минтрансе наотрез отказываются ее обнародовать. «Мы контролируем наличие страховки ответственности, но выбор страховщика остается за перевозчиком, «Укрзалізницей», и проводится на конкурсной основе. Поэтому все вопросы к ней», — отшивают в пресс-службе Минтранса. Чиновники «Укрзалізниці» комментариев избегают. Страховые тендеры на ней давно стали притчей во языцех. Первенство в них отдается малоизвестным СК, тесно связанным с транспортным менеджментом государственного масштаба. Эксперты не исключают, что название страховщика перевозки желтого фосфора замалчивается умышленно, дабы, пользуясь неведением жертв, переложить все затраты на госказну. Тем более что премьер уже пообещал пострадавшим помощь, которую планируют выделить из резервного фонда. Правда, ее размер будет гораздо скромнее той, которую пришлось бы выложить страховщику./dsnews.com.ua/