14.06.2007 Уголовное дело по пожару на шахте «Центральная» направлено для рассмотрения не в Читинской областной суд, как сообщалось ранее, а в Тунгокочкенский районный суд Читинской области. Об этом сегодня (14 июня) сообщили корреспонденту ИА RegNovosti в пресс-службе облпрокуратуры.
Напомним, вчера было объявлено о том, что прокуратура Читинской области завершила расследование уголовного дела в связи с созданием 7 сентября 2006 года чрезвычайной ситуации на шахте «Центральная» общества с ограниченной ответственностью «Дарасунский рудник».
Тогда в результате пожара внутри шахты от острого отравления угарным газом погибло 25 человек из 64, работавших под землей. Еще 11 шахтеров получили отравление средней и легкой степени тяжести. В результате пожара ООО «Дарасунский рудник» был причинен материальный ущерб на сумму не менее 265 миллионов рублей.
Как полагает следствие, основной причиной пожара и гибели шахтеров стали нарушения ряда требований Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ 03-533-03), а также специальных и должностных Инструкций некоторыми работниками.
Прокурором области утверждено обвинительное заключение в отношении шести лиц.
Пятеро из них, обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц). Среди обвиняемых:
-Александр Горбунов, 1962 года рождения, управляющий директор ООО «Дарасунский рудник», который не организовал разработку защитных мероприятий, не обеспечил безопасные условия труда, не организовал и не осуществлял контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
-Александр Матвеенко, 1962 года рождения, исполняющий обязанности начальника шахты «Центральная», который не принимал мер для обеспечения противопожарной безопасности в шахте, не приостановил работу шахты при отсутствии резервного вентиляторного агрегата главной вентиляционной установки, нарушил запрет о направлении людей на производство работ в места, имеющие нарушения правил безопасности, кроме работ по их устранению.
-Виктор Афанасьев, 1966 года рождения, исполняющий обязанности подземного механика шахты «Центральная», который, зная об отсутствии противопожарного водоснабжения промплощадок шахты, выдал электрогазосварщику письменный наряд-задание на производство особо опасных электросварочных работ при ремонте днища восточной клети ствола шахты «Центральная». В нарушение Инструкции по производству сварочных и газопламенных работ он лично не присутствовал при выполнении наряда и не контролировал выполнение работ.
-Михаил Ефимов, 1949 года рождения, исполняющий обязанности старшего горного диспетчера рудника, который, находясь на рабочем месте в диспетчерской и обнаружив по показаниям монитора компьютера несанкционированную остановку вентилятора главного проветривания шахты, не выяснил причину, в результате вовремя не обнаружил пожар в шахте и не принял немедленных мер для вывода находящихся в шахте людей на поверхность. Его бездействие привело к несвоевременному задействованию плана ликвидации аварии и началу выполнения мероприятий по спасению людей только через 1 час 15 минут после возгорания.
-Татьяна Савицкая, 1961 года рождения, подземная стволовая 2 разряда шахты «Центральная», которая не поставила незамедлительно в известность своего непосредственного руководителя или других должностных лиц о возгорании в шахте. В результате не был своевременно задействован план ликвидации аварии, а мероприятия по спасению людей начались только через 1 час 15 минут после возгорания.
Помимо них обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц) Николай Шабанов, 1956 года рождения, государственный инспектор Балейского горно-технического отдела Читинского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору. Он в ходе проверок не убедился в наличии воды в системе противопожарного водоснабжения шахты и исправности главной вентиляторной установки, подписал акт о ее вводе в эксплуатацию при наличии одного, а не двух вентиляторных агрегатов, не внес предписания и не принял мер к приостановлению работ в шахте, чем были созданы предпосылки и условия для возниконовения пожара.
Как установило следствие, Афанасьев, исполняя указание Матвеенко, выдал письменный наряд-задание на ремонт дна восточной клети ствола шахты «Центральная» электорогазосварщику Лопанову.
Сварочные работы проводились без защиты деревянных и других горючих частей сооружения асбестовыми или стальными листами, при выключенном орошении ствола.
В результате указанных нарушений на участке с 135 по 185 горизонт произошло возгорание деревянной обшивки ствола шахты. Огонь и угарный газ под действием нагнетающего вентилятора быстро распространился по всем горизонтам и шахтным выработкам, в результате чего погибли люди.
Развитию и распространению пожара способствовало отсутствие правильной работы системы орошения в стволе шахты, что не позволило остановить процесс горения деревянной обшивки ствола в начальной стадии его развития; остановка и включение главной вентиляторной установки шахты рабочими без письменного разрешения главного инженера; отсутствие контроля состояния системы пожаротушения и ряд других обстоятельств.
В основу обвинений были положены заключения судебно-медицинской, комплексной горно-пожарно-технической экспертиз, выводы правительственной комиссии по расследованию причин аварии, комиссии Читинского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору по расследованию несчастного случая на производстве, многочисленные свидетельские показания.
13 июня 2007 года, уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Читинский областной суд.
В случае признания упомянутых лиц виновными в совершении преступлений им, согласно Уголовному кодексу РФ, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового./regnovosti.ru/