04.06.2007 Таинственный остров приютил на днях более двухсот обитателей. Начались раскопки в древнеуйгурской крепости Пор-Бажын, расположенной на озере Тере-Хол в Туве . В них участвуют ученые и студенты из пяти российских регионов, местные жители. Историки считают, что когда-то глиняные стены представляли собой дворцово-храмовый комплекс.
Под инструментами уже начинается культурный слой. Его предстоит расчищать, фиксировать находки. Всякий раз - а за полвека он раскопал уже едва не пол-Азии - профессор кафедры общественных наук Елецкого университета Виктор Соловьев шестым чувством полевого ученого безошибочно узнает это дурманящее предощущение сенсаций. Пара метров отрытой тысячелетней кладки для человека с историческим воображением - уже воплощенное счастье. А ведь история крепости и ее загадочной гибели способны вдохновить не только эмоциональных археологов. "Пришли сюда, разорили крепость, сожгли здание. В ряду с гибелью этого памятника погибло еще несколько городов на территории Тувы - Уйгурского каганата. Я думаю, это цепь одних и тех же событий", - считает ученый.
Жизнь полевого археологического лагеря в таежных тонах тувинского высокогорья. Тут не глушь, а центр Азии, но из-за расстояний и горных морщин все равно – "терра инкогнито". До любых городских центров - тысячи километров, и только до крепости Пор-Бажын арифметический приговор самый либеральный. Он в метрах. Сначала тайгу разбудили вертолеты, затем вездеходы, и вот уже по древнеримскому ординару распяли армейские палатки. Пылят непуганые овцы, пылит техника. Спасатели МЧС весь день что-то носят, что-то возят. Вот открывают мост через озеро до самой крепости. Полтора километра на сваях, забитых прямо в древний ил.
Крупнейший российский археологический проект у самой границы с Монголией - кажется еще вчера вертолетные облеты и весенние половодья, а уже сегодня масштабные раскопки на вечной мерзлоте. Фактически, первые постсоветские такого уровня. "Глиняный дом" на озере Тере-Холь - памятник как минимум VIII века - не просто один из древнейшиx в стране, но и, вероятно, самый неизученный. Столетия археологи просто не могли добраться до этих мест.
Попасть в долину можно только по воздуху. Это если погода будет благоприятная. Но очень часто здесь случаются циклоны. Такие, как сегодня. Поэтому все грузы, медикаменты доставляют на вертолетах. Сегодня привезли первую группу студентов, которые будут участвовать в раскопках острова Пор-Бажын. "Мы будем заниматься сейсморазведкой, геологоразведкой и будем копать. Мы все успеем попробовать", - говорит одна из вновь прибывших.
Зарываясь ногами в азиатский ковыль, глава МЧС Сергей Шойгу, кажется, часами может бродить среди крепостных развалин. Четверть века назад он впервые увидел Пор-Бажын. И все четверть века, признается теперь, жил с мечтой раскопать эту забытую тувинскую Трою. "Мне бы хотелось, чтобы здесь был не только музей под открытым небом. Мне бы хотелось, чтобы молодые ребята учились здесь тибетской медицине, познавали жизнь, мудрость. Вы же слышите, какая здесь тишина, как здесь думается", - мечтает министр.
Тишина над озером Тере-Холь и вправду совсем не городская. Особенно на закате. Когда на вершинах монгольских гор начинает плавиться золото нежаркого сибирского солнца, кровавые блики на воде напоминают зарево горящий крепости, тайны гибели которой еще предстоит разгадать участникам экспедиции на Пор-Бажын./vesti.ru/