23.03.2007 Трагедии последних дней – авиакатастрофа Ту-134, взрыв на шахте в Кемеровской области и пожар в доме престарелых в Ейске – потрясли казалось бы уже привыкших к стрессам такого масштаба россиян. В трех происшествиях за три дня погибло почти двести человек. А это заставило задуматься и ощутить полную свою беззащитность перед техногенными катастрофами. Тем более, что и причины, и их последствия всем известны.
Помните, как в 2000 году было модно говорить о проблемах 2003 года? Тогда озабоченность вызывали производственные фонды – износ зданий достиг таких масштабов, что в 2003 году страну должны были охватить техногенные катастрофы. 2003 год наступил, и как-то все обошлось, а потому ожидания конца света отошли на второй план. Пугать население надвигающимися страхами стало немодно, а выражение "техногенная катастрофа" исчезло из российского речевого оборота.
Однако проблем от этого не меньше и катастрофы продолжаются. Каждый раз, когда падает самолет или по неизвестным причинам случается взрыв, руководство страны обещает докопаться до истины. Последние события исключением не стали. Президент Путин вызвал на ковер премьер-министра Фрадкова и потребовал разобраться в причинах трагедий. "Михаил Ефимович, нужно сделать все, чтобы расследовать причины на самом высоком уровне и выявить причины произошедшего, чтобы выводы были сделаны соответствующие", – сказал президент. Никто не сомневается, что все будет расследовано, выяснено, даже выводы будут сделаны. Только вот расследовать, как выяснилось, особо нечего. Все эти катастрофы были запланированы. Как? Очень просто.
В январе Министерство чрезвычайных ситуаций озвучило свой прогноз техногенных катастроф на 2007 год. "Наибольшее количество техногенных ЧС будет связано с пожарами в зданиях и сооружениях", – говорилось в нем. То есть нас как бы заранее предупредили. Так что же мы удивляемся, что сгорел дом престарелых в Ейске? Более того, наши спасатели знают, где и сколько еще случится пожаров. Вот, к примеру, выдержка из прогноза МЧС на 2007 год: "Наибольшее количество техногенных пожаров прогнозируется в Приморском и Красноярском краях, Московской, Свердловской, Кемеровской, и Иркутской областях, г. Москве (более 3000), Алтайском, Краснодарском и Хабаровском краях, республиках Алтай, Башкортостан и Калмыкия, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Самарской и Челябинской областях (2000-3000)".
Кроме того, не придется долго искать и причины. В том же январском прогнозе МЧС о них говорится: "Неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил устройства и эксплуатации отопительных печей и дымоходов". В случае с пожаром в Ейске причины тоже ясны. Незадолго до трагедии была проведена проверка на безопасность, которая выявила 36 нарушений. 30 из них были устранены, а 6 – нет. Почему они не были ликвидированы, никто не ответит. Также, впрочем, как никто и не ответит, почему в этом городке год назад была закрыта пожарная часть. Гораздо проще понадеяться на авось, а после того как авось не сработало, снять с поста какого-нибудь низкопланового чиновника. В данном случае главу администрации города.
Трагедия на шахте – тоже вполне ожидаемое событие. "Прогнозируется сохранение повышенной вероятности возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций на шахтах. Основной причиной травматизма со смертельным исходом остаются взрывы (вспышки) метана и угольной пыли – в среднем более 80 % от общего числа погибших при авариях; а в 2006 году это была единственная причина гибели. Предпосылки: эндогенные и экзогенные пожары (26 %); вспышки, возгорания, взрывы метана (24 %); обрушение угля, пород (14 %); аварии машин и механизмов (13 %)", – сообщало в начале года МЧС. Так что ничего удивительного в том, что авария случилась, нет. "Понятно, что сделать абсолютно безопасную шахту невозможно и аварий на шахтах не бывает лишь в тех странах, где нет самих шахт", – говорит в беседе с "НП" зампред думского комитета по экологии Асан Нюдюрбегов. Однако, по его словам, шахта была новая. Ей было 4,5 года. Кстати открытие ее привязали к дню рождения президента в октябре 2002 года. "А когда ту или иную стройку готовят к круглой дате, в ней остается огромное количество недоработок", – говорит он. Кстати, был у нас такой, "подарочный" случай, когда станцию в петербургском метрополитене сдавали к какому-то событию – на "подарочном" участке прорвало тоннель и он был затоплен. Потом тоннель заново прокладывали больше пяти лет, а все это время большой район города был отрезан. Вот и создатели шахты, скорее всего, думали, что их детище обойдется без аварий. Тоже надеялись на авось.
О самолетах можно даже не говорить. "Российский авиапарк настолько изношен, что страшно подумать, – объясняет ведущий аналитик консалтинговой компании "КорКон" Артем Туманов. – Средний возраст магистральных самолетов достигает 18 лет, а региональных, страшно сказать, 30 лет". Кроме того, из 2000 российских гражданских самолетов более 800 имеют возраст свыше 25 лет. Так стоит ли удивляться, что за прошлый год в России погибло в авиакатастрофах вдвое больше людей, чем за 10 предыдущих лет? "И можно ли сомневаться в том, что трагедий будет становиться все больше, если за весь прошлый год в наши авиакомпании поступило всего шесть новых российских самолетов?", – возмущается аналитик.
Надеяться на авось – это наша давняя традиция. Вот только авось часто не срабатывает. Все, кто виноваты, должны быть наказаны, лишены своих постов, лицензий, а может быть и свободы. "Каждая из этих трагедий, конечно же случайность, – говорит Асан Нюдюрбегов. – Но ответственность за подобные катастрофы должны нести конкретные надзорные органы и правительство в целом". В самом деле, в экономически тяжелые времена еще можно понять, что правительство не уделяет этим вопросам должного внимания, но когда в стране уже три года профицитный бюджет, оправдать это невозможно./novopol.ru/