20.03.2007 Неисправность оборудования не могла стать причиной взрыва на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Таковы предварительные выводы экспертов Ростехнадзора. Там склоняются к двум версиям аварии - проседание земных пород, либо человеческий фактор.
В момент взрыва в шахте находилось боле двухсот человек. Спасти удалось только 93. Эту аварию уже назвали крупнейшей за последние 60 лет.
Подробности - в материале корреспондента Николая Осипова.
ОСИПОВ: Новая шахта, новое оборудование, да и присутствие руководства даже не позволяло предположить, что все закончится трагедией.
В день аварии на шахте должны были опробовать новейшую английскую систему безопасности. Именно для этого под землю спустилось практически все руководство и британский специалист.
Эта же система потом и показала большой выброс метана и обрушение. Даже не добравшись до эпицентра, спасатели поняли, что именно взорвалось - ударная сила была предельно мощной.
Глава МЧС Сергей Шойгу на месте озвучил первые предположения.
ШОЙГУ: У нас нет особых сомнений, что это взрыв газа. Скорее всего произошел залповый выброс метана с последующим взрывом.
Разрушения внутри шахты очень серьезны. Это осложняет работу и горноспасателям, и всем, кто задействован в работах.
ОСИПОВ: Шахта Ульяновская была сдана в эксплуатацию в 2005 году. Ее считают одной из наиболее перспективных. Там трудилось более тысячи горняков.
В момент аварии под землей находилось более двухсот человек. Наверх выбрались менее половины. Все руководители предприятия, в том числе британский специалист, остались в шахте.
В Ростехнадзоре уже заявили, что технические проблемы вряд ли могли стать причиной ЧП, ведь шахта совсем новая. Да и последняя проверка проводилась всего несколько дней назад.
Отсюда появились две другие версии - внезапный провал породы, либо человеческий фактор. Последнее предположение отверг губернатор области Аман Тулеев.
ТУЛЕЕВ: Все руководство погибло. Только директор оказался в отпуске, и спрашивать не с кого.
Когда в шахту идет руководство, горняки проявляют чрезвычайную бдительность и выполняют все дополнительные инструкции. Поэтому человеческий фактор здесь просто исключается.
ОСИПОВ: Специалисты по безопасности прекрасно знают: в угольных шахтах есть два фактора - метан и угольная пыль. И то, и другое взрывоопасно.
Именно для этого шахтное оборудование и контролирует состояние пород и воздуха под землей. Но выбросы газа могут быть настолько стремительны, что системы предупреждения не срабатывают.
В зависимости от характера подземных работ шахтам и присваивают категории опасности, пояснил нам Председатель профсоюза угольщиков России Иван Мохначук.
МОХНАЧУК: Здесь добываются коксующие угли. Это шахта третьей категории по опасности выброса метана и по горным ударам. Когда увеличивается объем добычи угля и скорость подвигания линии очистного забоя, из угольных пластов выделяется повышенное количество метана. Это могло привести к взрыву.
ОСИПОВ: Те же специалисты признают, что, несмотря на снижение числа аварий на шахтах, полностью избавиться от них невозможно. Сам характер работы в экстремальных условиях подразумевает опасность.
Эта авария стала крупнейшей в Кузбассе за последние 60 лет. Окончательные причины трагедии выяснит спецкомиссия. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения правил подземных работ, а правила создает и нарушает человек. Исходя из этого, можно предположить, что эксперты все же склоняются к версии «человеческий фактор»./radiomayak.ru/