09.03.2007 Екатеринбург. Торговые центры в Екатеринбурге столкнулись с новой проблемой. Если в прошлом году их пугали приходом на рынок новых игроков, то теперь вопрос стоит в лояльности покупателей: после известий о пожаре в одном из ТРЦ города многие, вероятно, задумываются о том, пройдет ли их шопинг без последствий. Как обстоят дела с системами защиты в крупнейших магазинах третьей столицы – в материале JustMedia.
Страхи покупателей – такая же статья исследований, как и их предпочтения. По данным аналитиков мировой поисковой системы Google, которые оценивали боязнь покупателей при создании интернет-магазинов, выяснилось, что у людей, которые делают покупки, все мысли сосредоточены на товаре, который они выбирают. Существует страх перед продавцом, боязнь, что у них не хватит денег на ту или иную вещь или что «такая же кофточка будет у кого-то на работе». Пожар, потоп или обвал здания волнует менее 15% посетителей ТРЦ: они слишком заняты покупками.
Так или иначе, именно пожар мог серьезно испортить поход по магазинам многим екатеринбуржцам, если бы они находились в момент возгорания во второй очереди ТРЦ «Антей». На счастье, он в этот момент был закрыт для посетителей, однако факт остается фактом: полностью выгорел целый этаж, были затоплены еще два, многие бутики и офисы пропахли дымом. Кроме того, ТЦ планирует покинуть ряд арендаторов: такие сюрпризы им больше не нужны. Впрочем, не ясно, застрахованы ли они от таких же инцидентов на других площадках.
В самом «Антее» между тем с последствиями пожара в спешке справляются: по данным службы технадзора здания, пожарные уже проверили здание. Сейчас идет доработка автоматики: там, где она не сработала, оборудование будет заменено. «Будет меняться также система дымоудаления на месте пожара, Так как она сильно пострадала», - сообщил сотрудник «Антея».
К тайнам механизмов жизнеобеспечения своих площадок ритейлеры обращаются по-разному. Так, генеральный директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев сообщил JustMedia, что вся информация о воздухо- водо- и пожаро- ответственных системах его торгового центра представляет сугубо коммерческую информацию и не может быть озвучена в СМИ. «Мы вложили в них немало денег, это можно назвать коммерческой тайной», - уверен господин Сарапульцев.
Представители ТЦ «Успенский», наоборот, не видят в данной информации особых секретов. «У нас установлена водяная дренчерная система автоматического пожаротушения «Посейдон», торговый центр оснащен 60 точками пожаротушения, в которых находятся пожарные краны, огнетушители и прочее необходимое оборудование», - сообщил JustMedia директор ТРЦ Антон Бурыкин.
В случае ЧП людей можно будет эвакуировать по пяти эвакуационным лестницам, расположенным в разных частях торгового центра с учетом противопожарных правил.
Отношение к обучению персонала действиям в случае пожара в торговых центрах, кстати, так же разное. По словам директора ТЦ «Сибирский Тракт» Алексея Караваева, обучение персонала проводится раз в год, сотрудники сдают «экзамены» на знание правил пожаробезопасности. «Учебные тревоги мы не проводим, поскольку не хотим пугать посетителей: 50% тех, кто подвергся такому эксперименту, больше не придут», - считает Алексей Караваев.
Обратная точка зрения у представителей «Успенского»: там тренировочные занятия и учебные тревоги проводятся один раз в квартал. В целом реальные учебные тревоги проводят единицы ТРЦ в Екатеринбурге. Бывают и спорные ситуации: так, источник агентства в ТРЦ «МЕГА» вспоминает «учебную» эвакуацию, которая произошла спустя несколько недель после начала работы ТЦ. «Может, тревога была и учебная, но задымление – вполне реальное, люди были к этому не подготовлены, у некоторых чуть инфаркт не случился», - отмечает собеседник агентства.
Однако вернемся к безопасности: пожар – не единственное, что угрожает покупателям любого более-менее крупного торгового объекта. Опрошенные JustMedia представители ТЦ сообщили, что их здания имеют двойную систему электроснабжения, так что и в случае аварии, и в случае рядовой поломки все системы жизнеобеспечения работать будут. Кроме того, системы вентиляции во многих ТРЦ («Успенский», «Гринвич», «Сибирский Тракт», «Карнавал») снабжена фильтрами, которые задерживают пыль и увлажняют воздух.
Отметим, что важную роль в безопасности ТЦ в последнее время начинает играть не столько изначальная готовность площадки к возможным проблемам, а ее регулярная «обновляемость». «Проблема в том, что пожарные выходы, к примеру, есть, либо закрыты, либо загорожены оборудованием, муссовом. Или проходы недостаточны для того, что все смогли выйти. Все системы безопасности рассчитывались на одну посещаемость, а она с тех пор стала гораздо выше», - отмечает директор ТЦ «Сибирский Тракт» Алексей Караваев.
Руководство «Успенского» уверено, что форс-мажорных ситуаций на их территории не случится: за прошлый год значительная часть средств, вложенных в реконструкцию ТРЦ, пошла как раз на улучшение систем безопасности.
«У нас постоянно происходят качественные улучшения торговых площадей, торговый центр не забывает об адаптации всей системы безопасности, в том числе всей системы пожаротушения и сигнализации под, указанные изменения. Что касается арендаторов, то они при проведении ремонтных работ ставятся в жесткие рамки для соблюдения пожаробезопасности и в целом безопасности проведения работ», - сообщил JustMedia господин Бурыкин.
Если о своей безопасности представители ТРЦ и говорят без особого желания, то обвинить их в невнимательном отношении к этой теме нельзя: в истории торговых центров города известно лишь несколько ЧП. Причем большинство – на площадках крупных ритейлеров, которые появились на рынке за последние пару лет. Хотя, конечно, дело не в их «пришлости», а в спешке: как бы то ни было, большинство аварий произошло именно в ТЦ, которые срочно сдавались «под ключ». Ну а пока новые девелоперы осваивают уральские земли – пожелаем им помнить о безопасности. И не забывать телефон «911». Или в местном варианте – «112»./JM/