08.06.2006 — Для катастрофы нет таможни, не существует границ, и происходит она, не спрашивая правительство той или иной страны, — сказал вчера глава МЧС РФ Сергей Шойгу, подписав очень важный для стран, имеющих выход на Черное море, документ. В Сочи съехались министры по чрезвычайным ситуациям стран-участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества (она объединяет 11 стран). Главы ведомств решали, как "максимально оптимизировать механизм реагирования" на катастрофу.
Глава МЧС России Сергей Шойгу привел один пример. Когда в Турции в 1999 году случилось землетрясение, Россия сделала одновременно два запроса: один в ООН, один в Турцию с предложением о помощи.
— Турция нам ответила через 8 часов, — сказал Шойгу. — И когда мы там уже отработали, спасли 86 человек и вернулись, нам пришло подтверждение от ООН. Это случилось аж через 10 дней. Понятно, что такая медлительность никуда не годится, потому что речь идет о спасении людей.
Революционное решение, которое было принято вчера на совещании, — создать сеть офицеров связи. Эти офицеры будут постоянно находиться на дежурстве и при возникновении любой ЧС в бассейне Черного моря с максимальной быстротой смогут решить, от каких стран какую помощь попросить. Все это должно максимально обезопасить жизнь граждан на популярном побережье. Впрочем, глава МЧС рассказал журналистам не только о новой структуре, но и о том, о чем говорил накануне с Путиным: создании новой системы — пожарного аудита.
— Сергей Кужугетович, похоже, эта новая система — практически то же самое, что и нынешний пожарный надзор?
— Не совсем. Что делает пожнадзор? Он приходит, проверяет, дает предписание об устранении нарушений, потом приходит второй раз, третий… Потом направляет документы в суд для приостановления деятельности предприятия-нарушителя. Это очень длинная схема. А должна появиться система, при которой проверяемый должен быть сам заинтересован в проверке. Без проверки, без заключения, назовем это аудитом безопасности, он не сможет застраховать свое предприятие. А раз так — не сможет продолжать деятельность.
Первое — нам надо принять закон об обязательном страховании высокорисковых предприятий и, наверное, мест массовых пребываний людей. Второе — с появлением этого механизма создать тот самый инструмент аудиторской проверки, в т.ч. на стадии проектирования объекта. При этой ситуации в качестве проверки будут заинтересованы все: страховая компания, предприятие и аудитор, потому что он будет получать за это такую зарплату, какую сегодня получают финансовые аудиторы. Не 4,5 тыс. рублей, а остальное собирать по ларькам, а достойную зарплату, за которую будет нести ответственность и перед страховой компаний, и перед предприятием, и перед ведомством, которое представляет. Это в хорошем смысле круговая порука. Полагаю, на первом этапе это будут те же пожарные инспекторы, но с другой зарплатой и с другими возможностями.
— Таким образом вы надеетесь победить коррупцию в пожарной охране?
— В том числе. В этой ситуации подкупить аудитора практически невозможно, да и не нужно. Допустим, вы руководитель предприятия и платите ему деньги за липовый акт. А завтра придет страховая компания и не станет подписывать с вами договор, потому что вы имеете высокий риск взорваться. Это вам невыгодно. Словом, задача пожарного аудитора — не закрыть предприятие, не открыть предприятие, а только дать оценку, насколько оно безопасно. Если он подпишет "липу" и произойдет трагедия, аудитор понесет за это уголовную ответственность. Мы планируем начать работать по этой схеме уже в 2007 году./Московский Комсомолец/