26.05.2006 Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу в ближайшее время планирует провести проверку мелких операторов АЗС Санкт-Петербурга и области на наличие необходимых документов, подтверждающих соблюдение правил противопожарной безопасности на станции. Об этом на днях на заседании Нефтяного клуба сообщил начальник отдела контроля надзора в области защиты населения от ЧС Роман Куликов. Он также рассказал о том, что почти все крупные организации, в числе которых ЛУКОЙЛ, ПТК, Невская топливная компания, Несте, Шелл, Русланд, Славнефть, Топ-сервис, уже были проверены.
Что требует МЧС?
Роман Куликов рассказал членам Нефтяного клуба, какие документы необходимо предъявить сотруднику МЧС, которое сейчас осуществляет проверки непосредственно автозаправочных станций на наличие у предприятия нормативных бумаг. Это:
1. План ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов). План ЛАРН регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 года, а также постановлением Правительства N 240 от 2002 года и Приказом МЧС N 621 от 28 декабря 2004 года, который устанавливает определенные требования к разработке планов ЛАРН.
2. Паспорт безопасности. Данный документ регламентирован приказом МЧС N 506 от 5 ноября 2004 года. Паспорт безопасности распространяется на объекты, которые хранят, транспортируют, производят пожаровзрывоопасные вещества, химически опасные, радиоопасные вещества, а также на гидротехнические сооружения. Паспорт утверждается руководителем предприятия и согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу.
3. Страховой полис, обеспечивающий страхование гражданской ответственности предприятия перед третьими лицами.
4. Документ, подтверждающий материальные и финансовые резервы организации для ликвидации чрезвычайных ситуаций - Закон N 68 ФЗ от 21 декабря 94 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Как отметил, Роман Куликов, таким документом может быть Приказ руководителя предприятия, в котором четко прописаны резерв и порядок его восполнения при использовании средств.
При отсутствии на объекте одного из документов МЧС вправе составить протокол. Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрена статьей 20.6 Кодекса "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Максимальный размер штрафов - до 500 МРОТ.
План ЛАРН
Требование МЧС распространяется прежде всего на план ЛАРН, подтверждающий наличие аварийно-спасательных формирований, которые должны быть аттестованы установленным порядком на право проведения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов. По словам Романа Куликова, в Москве сейчас эти требования ужесточились.
Центральное Управление МЧС требует, чтобы все разработанные планы ЛАРН проходили экспертизу только в государственной экспертизе проектов МЧС России, либо в ее Северо-Западном филиале, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Подрезова, 26, корп.Б. Никакие другие экспертизы не принимаются. Заключение экспертизы в течение месяца утверждается в Москве начальником государственной экспертизы, а затем возвращается в Петербург. После утверждения план согласуется в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Санкт-Петербургу, который уполномочен следить за техническим состоянием резервуаров, а уже после данного согласования - утверждается в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу. Пан ЛАРН разрабатывается на 3 года.
Стоимость государственной экспертизы плана ЛАРН официально составляет 4 тыс. рублей, при увеличении количества листов цена может быть увеличена. По словам участников рынка, фактически, стоимость экспертизы плана одной АЗС составляет 6-10 тыс. рублей.
В ближайшее время, по словам Романа Куликова к согласующим организациям добавится Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, который готовит постановление Правительства Санкт-Петербурга о порядке согласования планов ЛАРН на территории Санкт-Петербурге. Постановление пока не вышло, но как только выйдет, согласование будет обязательно и в этой структуре. Предполагается, что к моменту выхода данного постановления уже утвержденные планы, согласно предоставленной Управлением МЧС информации, в комитете будут согласовывать по факту.
Аварийно-спасательное формирование
На заседании Нефтяного клуба был рассмотрен вопрос о создании структурного подразделения по ликвидации разливов нефтепродуктов на территории АЗС и нефтебаз. Это означает, что разрабатывая и согласовывая план ЛАРН предприятие обязано заключить договор со спасательным формированием по ликвидации чрезвычайной ситуации. Такие услуги предоставляют ООО "ИКЦ "Промтехбезопасность", ЗАО "ГАЗТУРБО" и другие компании. На базе ООО "ПТК-Эколог" сейчас создается профессиональное аварийно-спасательное формирование, задачей которого будет локализация и ликвидация аварийных разливов нефтепродуктов, включающая сбор, транспортировку и утилизацию нефтеотходов. С этой целью компания организует круглосуточное дежурство и дежурство отделения спасателей. Как сообщил заместитель генерального директора по общим вопросам ООО "ПТК-Терминал" Владимир Левченко, формирование начнет функционировать в начале июня.
Сейчас топливные операторы, не имеющие собственного профессионального аварийно-спасательного формирования, намерены провести внутренний тендер аттестованных объединений для выбора организации и последующего заключения договора на услуги по ликвидации чрезвычайной ситуации. Как отмечают участники топливного рынка, преимуществом подобной организации будет время реакции на розлив./au92.ru/