17.02.2006 Глава Министерства по чрезвычайным ситуациям - о том, c какими природными и политическими катаклизмами ему приходится бороться
- Сергей Кужугетович, когда загорелась "Комсомолка", вы примчались на пожар через полчаса. Вы же не на каждом ЧП так быстро появляетесь...
- Пожары, как в "Комсомолке", нечасто происходят. В Москве таких пожаров за последние годы было всего три: в здании Минтранса (оно выгорело до 1-го этажа), в Манеже (выгорел полностью) и вот в "Комсомолке".
Я приехал, чтобы поддержать своих пожарных, - спасибо ребятам за быстрые и умелые действия, - а заодно вас, журналистов, оставшихся теперь без крова. Это не говорит о том, что я не доверяю своим подчиненным. Просто нам надо не только тушить огонь, но и извлекать уроки из каждого пожара.
- И какие уроки вы теперь извлекли?
- Первый урок. Для зданий, построенных до 1940 года - с деревянными перекрытиями, - нужны новые нормы безопасности. Второе - городские службы "Водоканал" и те, кто отвечает за парковку, должны работать с нами как единый механизм.
При тушении "Комсомолки" нам вначале не хватало давления воды. Понадобились дополнительные насосы. Пришлось отключать воду в соседних районах.
Похолодания не будет
- Другая напасть - сильный мороз прошел этой зимой по всей стране. Но некоторые ученые говорят, что это только репетиция. А с 2012 года у нас начнется глобальное похолодание. Вы никаких мер на этот счет не готовите?
- Конец света прогнозировался много раз, но так и не состоялся. Подождем вот 2012 года. А если серьезно... У нас нет данных, что грядет такое похолодание.
- А на Западе есть. Мол, климат в России портится. По части демократии. И свободы слова.
- Пусть лучше о своей демократии задумаются, о двойных и тройных стандартах. В чем мы не демократическая страна? Что у нас запрещено? Митинги, публичные высказывания? Возможность ходить куда хочешь, заниматься чем хочешь? В рамках, естественно, закона. Нет же! А вы считаете, что да?
- Да. Мне нужна свобода.
- От кого?
- От вас, от власти. Сво-бо-ду!
- Тихо-тихо... А до этого вы были свободны?
- Нет. Но я был более расхристан. Семь лет назад я, помню, на интервью к вам в майке пришел. А сейчас - в пиджаке. Все пуговицы застегнуты...
- Если для вас это свобода, следующий раз приходите в трусах. Но только когда я к вам приду в таком же наряде, уверен, вы посчитаете это распущенностью. В следующий раз я к вам приду в грязной майке и шлепанцах...
Глава МЧС: - Политика - это не футбол. Она должна быть скучной...
- ...Нет, майка у меня была чистая!..
- ...но все равно майка. Не уверен, что вы подумали бы: "О, какой свободный министр!"
- Какую тогда мы демократию строим?
- Кто вам сказал, что демократию надо строить? Это что, коммунизм? Мы его строили 70 лет, настроились - во! Все!
Я вас спрашиваю: по какому праву Запад нас учит демократии? У них что, такая уж демократия верхняя?
Когда один человек единолично решает устанавливать нужный ему строй в другой стране, свергает главу государства? И говорит: "Слушай, он мне не нравится, он не демократ".
Вот у нас мораторий на смертную казнь. Да? А в США электрический стул - "самый демократичный". И шоу: собирается толпа к девяти утра и ждет, чтобы посмотреть на казнь.
- А что же мы теперь строим?
- Мы строим не строй, а хорошую жизнь для людей. Рыночную экономику - да, надо строить. А демократия - это данность. Она или есть, или нет. У нас своя суверенная, если хотите, демократия.
Помните, когда мы выводили войска из Германии, все говорили: ну слава Богу, Варшавский блок разошелся, теперь и НАТО ни к чему. А оно все двигается на Восток. Для чего? Против кого, ребята? Это не обман? Считаю, обман...
Я не говорю, что у нас все классно и замечательно, нам еще многое надо сделать. Но сделать так, как мы это видим, а не так, как хотят видеть наши критики. А вот это выдавливание по капле из себя раба - оно касается всех, и меня в том числе.
Патриотизм надо насаждать
- На Западе говорят про наши имперские амбиции...
- Мы просто страна такая...
- ...с амбициями?
- А то! Но только у нас они обоснованны. Мы действительно богатая страна.
- А какие у нас амбиции? Мы энергетическая держава, ага?
- Энергетическая, ядерная. С огромной территорией и богатствами, с невероятно талантливыми людьми. Я проще скажу: мы просто обречены на хорошую жизнь. И когда мне говорят о месте России, я, как человек, горячо любящий нашу страну, считаю, что оно, безусловно, первое.
- Ну а если не так громко?
- Помните, когда в магазинах ни продуктов, ни товаров не было? И вот мужики собирались в гараже - менять подшипник ступицы. Поменяли, вытерли руки, достали бутылочку. И огурчик. И сало на газетке порезали. Разговорились: "Ну, да - мыло по талонам. Зато, смотри, наша станция "Мир" там летает и летает. А в хоккей нам вообще равных нет!"
Было вот это ощущение гордости за страну, несмотря на то, что не было этих супер- и гипермаркетов. Но при этом были праздники в душе.
- Оно что, утрачено? Чувство национальной гордости.
- Пока - нет. Не до конца. Но прилагаются огромные усилия, чтобы было утрачено. Нас постоянно заставляют оправдываться. Чтобы из святых вещей остались гамбургер, пепси-кола и боевики на телевидении с утра до ночи. Да дело и не в гамбургерах. Нам навязывают свою культуру, свою трактовку нашей истории.
- Откуда навязывают? С Запада или изнутри?
- Да больше оттуда, мне кажется. Но и отсюда тоже. И когда кто-то говорит: вот вы должны извиниться за вторую мировую войну - не так воевали, не так победили. За что извиняться? Перед кем? Стране, которая потеряла в этой войне больше двадцати миллионов человек!
Сергей Шойгу: - Я за тот Интернационал, в котором Путин.
- Что же делать-то?
- Не вбивать каждый день себе в голову гвоздями: "Мы тут все уроды. У нас демократия не та". А говорить о наших достижениях. О Достоевском, Толстом, Солженицыне. Об ученых, полководцах! Если мы не будем насаждать это каждый день...
- Насаждать?
- ...именно насаждать, потому что противодействие этому яростное. Нам всячески преподносят другой пирог - пожрать, выпить, позаниматься сексом. Все!
- А как насаждать-то?
- Только одним способом - сохранять нашу культуру, историю. Снимать хорошее кино. Таких фильмов, как "9 рота", должно быть в два, в три раза больше.
Надо увеличивать расходы на культуру. Бюджет на патриотическое воспитание выделил деньги - впервые за последние годы. Тут же кое-кто начал иронизировать! И как!
Но никто не говорит, как лучше эти деньги использовать: сделать маршрут для школьников по местам боевой славы Кутузова, Суворова; дети должны увидеть, что у нас природа лучше, чем на Канарах и Багамах!
- Но это же рецепты из времен застоя!
- Свято место пусто не бывает. Там, где нет патриотизма, появляется ваххабизм, фашизм. А у нас своя национальная идея.
- И в чем она?
- В патриотизме. Родина может быть плохой или хорошей. Но это Родина. А у нас сегодня из голов выбивают понятие Родина. Я не агитки читаю. Говорю, что думаю.
- А что еще нужно, кроме патриотизма?
- Душа. В 2001-м, кажется, Путин сказал: вы хоть понимаете, что мы стояли на грани развала страны? И это было так. У каждой губернии - своя конституция. Между областями были границы и шлагбаумы, когда не пропускали продовольствие. Главное сегодня - сохранить самобытность страны. Многонациональность и многоконфессиональность. Разрушить это можно в один год. Так, чтобы народ пошел на народ - и все пропало. С экономикой всегда разберемся, но если вынем душу из страны... Можно считать, что этой страны не будет.
Президенту нужно 10 - 15 лет
- Значит, Россия - амбициозная? А вот Путин? Он амбициозный?
- Вспоминаю 1999 год, Путин был премьером еще. Может, я какую-то тайну открою... Мы были вдвоем, и он сказал: "У нас нет другого выхода, кроме одного - за руки, за уши, за волосы вытащить Россию". И говорил он это искренне.
- А вы поддерживаете решение Путина уйти в 2008 году?
- Путин очень правильно сказал: если каждый президент будет менять Конституцию, то ничего хорошего не выйдет. (Шойгу вздыхает.)
- Почему вы так вздохнули?
- Я-то чего? Это не имеет смыслового значения, это чисто физиологически. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас президент был 10 - 15 лет. Но в нашей ситуации надо думать о том, чтобы следующий президент был продолжателем нынешнего курса. Поэтому важна преемственность.
- По всем рейтингам Шойгу идет вторым после Путина, а в президенты вас не двигают...
- Я скептически отношусь ко всяким рейтингам. Господи, как у вас все просто! Чтобы стать президентом, надо быть к этому готовым. Я не вижу в себе таких талантов. Не вижу!
Всем кажется, это классно - быть президентом: ты по всем странам летаешь, тебя по телевизору показывают. Но это только обложка. А внутри тяжелейшая работа, ответственность за страну, за каждого из нас, за завтрашний день.
- Вы искренне говорите?
- Да. Для меня политика - большая головная боль. В политике остается все меньше святого. Когда ради избрания депутатом, губернатором идут на невероятные вещи. Люди, которые дружили 20 лет, становятся врагами, на голубом глазу доказывают, что дерьмо - это не дерьмо.
- Как же вы остаетесь в такой политике?
- А я остаюсь, чтобы политика становилась более скучной. И не превращалась в обмен грязным бельем.
Дача одна, а "дедовщины" - ноль
- Насчет дач. Вот, говорят, у Шойгу их две.
- Докладываю: у меня один дом. Все. Других квартир нет.
- А мы слышали, что вы чего-то там продавали...
- Я строил новый дом. Нужны были средства. Я продал квартиру и дом, который был до этого. Деньги вложил в новый дом.
- И много денег?
- Фу! Хватило...
- У вас там, говорят, и конюшня.
- Какая конюшня? Чего вы глупости говорите? Нет конюшни. И никогда не было.
- Как тогда получается, что, судя по декларации о доходах, вы - самый бедный министр?
- Я не считаю себя бедным. Что, я с неба упал голый и у меня вдруг все появилось? Что за бред вообще?
Первые большие деньги заработал в студ-отряде. На Таймыре построили интернат из бруса. Деньги прогуляли, если говорить точно. А к возрасту Христа я имел "Волгу" - ГАЗ-2410, которой был премирован за сдачу Саянского алюминиевого завода.
- Вы не первый раз упоминаете Христа... А сами-то какому Богу молитесь?
- Есть корни и от буддизма, и от православия. Но я крещен в пятилетнем возрасте в городе Стаханове Донецкой области моей бабушкой, царство ей небесное и дай Бог, чтобы она там от наших дел здесь не перевернулась. Кстати, я своими руками срубил часовню в глухой тайге.
- Говорят еще, от вас многие женщины без ума?
- Это плохо, что ли?
- А как вы от них спасаетесь? Их же много.
- Зачем спасаться? На улицах не пристают.
- А вы часто влюблялись?
- Да по-всякому бывает. (Шойгу задумался.) Ну чего вы лезете в мою жизнь? Чего вам? Я же не поп-звезда, чтобы рассказывать, с кем на какой тусовке, кого люблю и как. Это моя личная жизнь.
- Вы, говоря армейским языком, старослужащий министр. Скажите, в правительстве есть "дедовщина"?
- Никакой "дедовщины" нет. И поверьте - всегда атмосфера взаимного уважения.
- Но когда пришли новые министры типа Соколова - главного по культуре, вы не удержались, чтобы не ткнуть их носом...
- Когда принимаются решения по культуре, я хочу твердо знать, что они позволят не только сохранить, но и развить нашу культуру. Тут никакой "дедовщины" нет.
- А почему вы целиком правительство не критикуете? Ведь оно не тянет...
- У правительства есть и достоинства, и недостатки. При всем при этом критиковать самого себя - это хуже мазохизма. А во-вторых, назовите другое правительство, которое сделало бы столько за такое короткое время. Если правительство есть, за что критиковать, значит, оно работает. Нет, правительство тянет.
- И президента вы тоже щадите - ни одной критической стрелы в его адрес...
- Президента и без нас есть кому критиковать. Неинтересная это тема...
- Давайте возьмем интересную. Вам не кажется, что "Единая Россия" превращается в КПСС? Как говорил Черномырдин, какую партию ни создашь, все равно будет...
- Да не может она превратиться в КПСС. Страна другая... Мы вкусили это чувство свободы и не хотим уходить сами и загонять остальных обратно. Когда говорят, что "Единая Россия" - прокремлевская...
- Пропутинская.
- ...А мы чьей партией должны быть? Пробушевской?
- А "Единая Россия" не наломает дров, как КПСС?
- Вы, наверное, забыли, что было до "Единой России" и Путина? Когда шли переговоры с мировым банком и вся страна с замиранием сердца следила: дадут - не дадут? Пришел очередной транш или не пришел? Армия по девять месяцев не получала зарплату! Пенсионеры жили без пенсий.
Сейчас мы говорим: вот, один поселок - 500 человек - остался без тепла. А я поднял статистику за 1999 год - 500 тысяч без тепла зимой! Целые районы без света! Месяцами... Все это было с нами! Я никого не хочу лягнуть. Но нельзя же не замечать того, что сделано!
- Вот в "Единой России" есть левое и правое крыло. Вы за которое? Вы за какой Интернационал?
- (Смеется.) Я бы мог ответить, как ответил Василий Иванович: "А Путин в каком?"
АГИТПРОП
"Ни Шойгу назад!"
- Фольклор уже появляется на тему МЧС, Шойгу. Типа "ни Шойгу назад".
- Много разного.
- "Нельзя спотыкаться на каждом Шойгу". "Не доводите дело до Шойгу". Анекдот: "В винном магазине: "Спасите". - "Я тебе что, Шойгу?" Как вы это воспринимаете?
- Человек, который в состоянии иронизировать над собой, - это нормальный человек. А если он на каждую шутку начинает обижаться и надуваться, это что-то не то.
ПОСЛЕ ПОЖАРА
Возродим библиотеку "Комсомолки"!
После интервью Сергей Шойгу передал корреспонденту "КП" огромную старинную книгу "Подробный атлас всех частей света" А. Ильина, изданный в 1884 году в Санкт-Петербурге:
- Это - для вашей библиотеки, которая сгорела.
Когда наш библиотекарь Татьяна Адабаш увидела этот подарок, она повеселела:
- Надо же! У нас сгорел именно такой атлас!/kp.ru/
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных