30.01.2006 Сколько времени после вызова требуется пожарным, чтобы доехать до места ЧП? В идеале — несколько минут, ведь одна пожарная часть обслуживает территорию в радиусе всего 5 км.
На деле, конечно, все иначе. Иной раз погорельцы ждут помощи и по полчаса, а то и дольше.
Однако списывать вину на огнеборцев было бы неправильно. Мало того что им приходится пробиваться сквозь пробки, так еще и не к каждому дому, как выяснилось, они могут подъехать. Растаскивать руками мешающие легковушки пожарные уже привыкли, а вот что делать с более капитальными заграждениями?
Недавно Госпожнадзор столицы изучил буквально каждое здание в Москве и выяснил, к каким домам пожарной технике, случись несчастье, подъехать совершенно невозможно. А значит, их жильцам при пожаре помощи ждать неоткуда. "МК" первым публикует этот черный список.
Основная проблема, конечно, в легковых машинах. Их количество растет с такой скоростью, что подъезды к домам становятся все уже и уже. Вот пожарным и приходится, прежде чем начинать борьбу с огнем, "бороться" с припаркованными авто — вручную.
— Спасибо гражданам — обычно нам всегда помогают растаскивать машины, мешающие проезду к горящему дому, — говорит в интервью "МК" начальник Управления организации пожаротушения МЧС России генерал-майор Михаил Верзилин. — У нас даже есть договоренность со службой эвакуации — они по первому требованию посылают эвакуатор для машин. Но пока этот эвакуатор доедет…
Вот несколько примеров, взятых из отчета пожарной службы:
"27 августа 2005 года по адресу: улица Паршина, 37, подъезд 1, на 7-м этаже 9-этажного жилого дома в квартире 26 произошел пожар, в результате которого погибли 2 человека, спасены 12 человек, из которых 5 получили отравление продуктами горения. Спасение людей проводилось по маршевой лестнице через задымленную зону, установка подъемных механизмов была невозможна из-за припаркованного личного транспорта.
5 января 2005 года произошел пожар по адресу: ул. Борисовские пруды, д. 24/2, где на 15-м этаже 17-этажного жилого дома в квартире 327 происходило загорание личных вещей и мебели на площади 20 кв. м. В результате погибли 4 человека. Первые прибывшие подразделения пожарной охраны не смогли подъехать к месту из-за заставленного личным автотранспортом внутриквартального проезда, объезд вокруг дома вызвал задержку в прибытии на 2 минуты..."
За границей (например в Германии) с владельца машины, мешающей проезду пожарных, взыскивают ущерб от пожара. У нас такого нет и в помине. Обладатели авто еще и иск пожарным могут предъявить, если, не дай бог, их "железного коня" при переноске поцарапают.
Зимой есть и другая проблема — так называемые невыездные машины, которые весь сезон стоят на приколе и буквально вмерзают в лед. Такие вручную не растащишь.
— Но и это еще не все, — рассказывает Михаил Верзилин. — Жильцы многих домов любят устанавливать рядом с подъездами всякие бетонные цветники, да и просто кладут плиты — чтобы машины не могли проехать или припарковаться.
Это поветрие пошло после терактов — люди боятся незнакомых припаркованных машин. Вот и кладут сразу блока 3—4 рядом с домом. А если пожар?
— Если пожар, то мы никак не сможем их оттащить, — сетует генерал-майор. — И краны для этого вызывать — у нас нет времени. Ведь от этих минут зависит чья-то жизнь. А уследить за тем, чтобы клумбы не ставили, мы не можем.
Кардинально решить проблему с проездом пожарной техники в Москве можно только на правительственном уровне. Подготовлен проект постановления "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы".
— Мы предлагаем создать специальные площадки под стоянки пожарной техники перед каждым жилым домом, которые нельзя будет занимать, — поясняет Верзилин. — И специальные органы будут контролировать соблюдение этой нормы.
Вступление закона в силу планируется с 1 января 2007 года.
— Кстати, сейчас строится много высотных зданий, и там мы сразу требуем обозначать площадки, где будут обеспечены необходимые условия для установки спецтехники. Ведь для тушения огня на большой высоте нужен достаточно большой механизм. У нас есть такой 90-метровый подъемник. Он громоздкий, потому-то ему и требуется много места. В наших оперативных документах, которые составляются на эти здания, такие места должны быть указаны. Хорошо, что высотки сейчас строятся с подземными гаражами, это способствует нормальной работе пожарных. Но количество машин, к сожалению, растет быстрее, чем подземные гаражи.
— "Триумф-палас" — огромный комплекс. Значит, там должно быть несколько таких площадок?
— Конечно. И все они должны быть обозначены. Парковка в этих местах должна быть запрещена.
...Спецпарковки — идея хорошая. Но, вероятно, что и они тоже не спасут положения. Ведь штраф за парковку в "обозначенных" местах будет скорее всего символичным, а куда машинам-то деться, количество которых растет как на дрожжах?
Словом, выбирать вам — либо парковка, либо чья-то жизнь.
СПИСОК САМЫХ “ПРОБЛЕМНЫХ” ДОМОВ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ:
1. Котельническая наб., д. 1/15
2. Космодамианская набережная, д. 52
3. ул. Петровка, д. 2
4. ул. 1-я Фрунзенская, д. 6
5. Трубниковский пер., д. 3
6. Оболенский пер., дома с 1-го по 9-й
7. ул. Кооперативная, дома с 11-го по 13-й
8. Ростовский пер., д. 9
9. Федеративный проспект, д. 34, кор. 2
10. ул. Новокосинская, д. 24, кор. 1, д. 14, кор. 7, д. 13, кор. 2
11. ул. Молдагуловой, д. 3, кор. 1, 3
12. ул. Талдомская, д. 15, д. 17, кор. 1, 2, 3
13. Коровинское шоссе, д. 23, кор. 3
14. ул. Большая Филевская, дома 21/19, 19/18, 63 кор. 1, 2
15. Солнцевский проспект, дома 5, 7, 19, корпуса 1, 2
16. Кутузовский проспект, дома 30/32, 26, 24, 35/30, 33, 29/2
17. ул. Брянская, дома с 1-го по 10-й/Московский Комсомолец/