26.01.2006 В прошлом году на пожарах в России погибли 18 тысяч 194 человека, десятки тысяч людей получили увечья, остались без крова. Материальный ущерб измеряется гигантскими суммами.
В последнем номере журнала "Профиль" публикуется статья, показывающая проблемы пожарной службы страны (с сокращениями):
Пожарная служба была передана МЧС три с половиной года назад Министерством внутренних дел. Наверное, последней каплей недовольства стали пожары в здании ГУВД Самары в 1999 году и на Останкинской телебашне в августе 2000-го. Эти два события вскрыли множество нарывов в пожарной службе, и, видимо, президент посчитал, что такому "больному" ведомству требуется чрезвычайное вмешательство. Сергей Шойгу отказываться не стал. С переходом пожарной охраны под его крыло МЧС тут же многократно увеличило свои ресурсы - на 280 тысяч человек, - создав разветвленную сеть пожарных частей по всей России.
Шойгу дал пожарной службе главное, чего ей не хватало, - деньги. К примеру, финансирование закупок оборудования увеличилось в 2,5 раза. "Три с половиной года назад 70 процентов материально-технической базы пожарной службы подлежало списанию, сегодня - уже только 50 процентов. В ближайшие три года планируем довести количество подлежащей списанию техники до 35 процентов", - говорит "Профилю" заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям, главный госинспектор по пожарному надзору Геннадий Кириллов. Для полного обновления парка техники единовременно требуется 14-15 млрд. рублей. Но сразу такие деньги не найти даже Шойгу. Так что полной замены парка при нынешних темпах финансирования можно ожидать лет через пять.
"Черным" для МЧС стал 2003 год, когда сгорели школа-интернат для глухих детей в Махачкале, школа-интернат в Якутии и общежитие Российского университета дружбы народов. МЧС, не привыкшее к роли мальчика для битья, взялось за исправление ситуации. В 2004-м оно выбило на усиление противопожарной безопасности образовательных учреждений из бюджетов всех уровней рекордную сумму - 30 млрд рублей, провело расследование громких пожаров. Выяснилось, что среди погорельцев были и такие, кому пожарный надзор неоднократно указывал на нарушения правил пожарной безопасности. "Стандартная ситуация: приезжаем к главе района, а он в ответ: "Режьте меня на куски, нет денег". А до последнего времени бывало, что вызывает глава местной власти "строптивого" инспектора - и кулаком по столу: давай подписывай акт, а то без зарплаты оставлю", - поясняет Геннадий Кириллов. Вот почему МЧС убедило правительство вывести пожарный надзор из подчинения региональных властей и передать его на федеральный уровень. Так что с 1 января 2005 года мэр города пожарному инспектору не указ.
С 1 января 2005 года по знаменитому Федеральному закону №122 у пожарных началась новая реформа - по разделению полномочий между центром и регионами. Службу поделили на федеральные и городские структуры. Федералы - 82 тысячи человек - отвечают за сохранность от огня объектов особой государственной важности - режимных, федерального значения и культурного наследия, а также дежурят на массовых мероприятиях федерального характера. Нефедералы - чуть больше 200 тысяч человек - тушат простые дома и здания городского подчинения. Им придется снять погоны, зато их зарплаты увеличатся почти в три раза. Реформа рассчитана на три года и пройдет в несколько этапов... /vostokmedia.com/