20.12.2005 За последние несколько лет выпущено большое количество новых законодательных и нормативных актов в области пожарной безопасности, которые вносят существенные изменения в отношения пожарных, проектировщиков и застройщиков.
О том, что это за новшества, рассказывает начальник отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной
деятельности управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ростовской области Виталий Карасев:
- Прежде всего, следует отметить выход Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Этот документ внес поправки в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", являющийся основным для деятельности пожарной охраны РФ. Внесенные поправки определили существование новых видов пожарной охраны: государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана. Раньше такое понятие, как, например, частная пожарная охрана, отсутствовало, а государственная противопожарная служба разделена на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Внесенные в закон изменения позволяют сегодня главам субъектов и муниципальных образований создавать у себя любой из перечисленных видов пожарной охраны. Однако не все виды пожарной охраны имеют право осуществлять функции государственного пожарного надзора. Такими полномочиями наделены органы государственного пожарного надзора, входящие в состав федеральной противопожарной службы. Эту службу у нас представляет Главное управление МЧС России по Ростовской области.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 820 "О государственном пожарном надзоре" и статьей 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" органы государственного пожарного надзора наделены правами участия в комиссиях по отводу земельного участка под строительство, вводу объекта в эксплуатацию и других с правом решающего голоса. Представители остальных видов пожарной охраны, созданной на местах, могут привлекаться к участию в таких комиссиях на усмотрение органа, создавшего комиссию, но без права решающего голоса. К сожалению, руководители далеко не всех муниципальных образований знают об этом. - Виталий Кларенсович, какие нарушения противопожарных норм встречаются чаще всего в проектах и на объектах?
- Самый основной вопрос, который сегодня у нас начинает обозначаться еще на стадии выбора земельного участка – дефицит площадей. И дефицит площадей заставляет проектировать и строить новые здания вплотную к существующим, несмотря на одно из основных требований на стадии отвода земельного участка – наличие противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями. Как правило, здания в центральной части любого крупного многовекового города – памятники истории и культуры. И пристроить к такому зданию новое, чтобы не обречь его на разрушение, очень тяжело. Наличие противопожарного расстояния предусматривает защиту здания от распространения пожара из соседнего здания, а в условиях городской застройки может препятствовать деформации существующих строений в процессе строительства новых. Только в этом году от населения области поступило более 20 жалоб на отсутствие расстояний между зданиями.
- Как можно проконтролировать соблюдение противопожарных расстояний?
- Государственный пожарный надзор осуществляет контроль на стадии отвода земельного участка, при изучении расположения на территории будущего строительства существующих зданий. На данном этапе мы можем отрегулировать вопрос до начала строительства.
При отводе практически каждого земельного участка сотрудник государственного пожарного надзора выдает проектировщику четкое условие: выдержать противопожарное расстояние до существующих зданий. А дальше мы этот процесс контролировать не можем до того момента, пока не видим изъян в уже строящемся или построенном объекте. И тогда мы применяем меры административного воздействия к проектировщику или строителю, в зависимости от того, кто допустил нарушение.
Вместе с тем Федеральный закон от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", вступивший в силу совсем недавно – 12 августа, внес существенные изменения в работу органов государственного пожарного надзора. Так, если ранее представителям государственного пожарного надзора в случае выявления угрозы возникновения пожара на объекте позволялось самостоятельно приостанавливать строительство или процесс эксплуатации объекта до устранения требований нарушений пожарной безопасности, то теперь эти вопросы решаются в судебном порядке.
- С какими еще нарушениями Вы сталкиваетесь?
- В последнее время мы часто сталкиваемся со случаями перепланировки помещений и изменения их функционального назначения уже после согласования проектно-сметной документации и проведения экспертизы проекта.
Чаще всего после всех согласовательных процедур проекта строительства многоэтажного жилого дома высотой более 9 этажей заказчик решает на техническом этаже организовать размещение еще нескольких квартир. При этом нарушаются требования нормативных документов к путям эвакуации, встает вопрос о наличии систем дымоудаления и наличии специальной техники для спасения людей и тушения пожара на высотах.
- Скажите, пожалуйста, вся ли разрабатываемая проектная документация в области подлежит согласованию с органами государственного пожарного надзора?
- Сегодня законодательство при гибкой системе нормирования позволяет предлагать компенсирующие мероприятия в случае, если существует обоснованное отступление от действующих норм или же отсутствуют нормы проектирования. В этих случаях процедура согласования проектно-сметной документации с органами государственного пожарного надзора обязательна.
Нормы проектирования отсутствуют на строительство таких больших комплексов, как, например, мега-центр "Горизонт" и гипермаркет "О, кей". Поэтому специальные мероприятия для них разрабатывались лицензированными организациями отдельно. В остальных случаях, если проектно-сметная документация соответствует действующим нормам пожарной безопасности, что подтверждается подписью главного архитектора или главного инженера проекта, она согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит.
P.S. В целях повышения эффективности работы органов государственного пожарного надзора, устранения избыточных административных барьеров, улучшения взаимодействия с гражданами и юридическими лицами созданы "телефоны доверия": (863) 240-66-10 – Южный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; (863) 234-41-00 – Главное управление МЧС России по Ростовской области./smi.kuban.info/