15.12.2005 Стоимость страхования для эксплуатанта бензоколонки за причинение вреда третьим лицам составит $500 в год при максимальном уровне страхового возмещения в $500 тыс. Такую оценку привел глава подкомитета по страховому законодательству банковского комитета Госдумы РФ Александр Коваль, основываясь на выводах разработчиков законопроекта об обязательном страховании эксплуатантов опасных объектов в РФ.
Как сообщили Au92 в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков, комментируя информацию о том, что топливным операторам придется ежегодно платить от $4.000 до $14.000 в год, эти цифры взяты из непонятных источников. Таким образом, применительно к владельцам АЗС речь идет только о сумме $500 в год, отметили во Всероссийском союзе страховщиков. Все расчеты в законопроекте сделаны экспертами Ассоциации страховщиков топливно-энергетического комплекса. При этом тарифы устанавливает правительство РФ - соответственно, после принятия законопроекта.
Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса была образована в 1996 году для формирования и развития страховой инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе. В АСТЭК входит 9 компаний. ЗСАО "Геополис", ОАО "СК "ЛУКОЙЛ", ЗАО "Национальное перестраховочное общество", ОАО "СК "Прогресс-Гарант", ОАО "СОГАЗ", ООО "СО "Сургутнефтегаз", ЗАО "СК "Транснефть", ОАО САК "Энергогарант" и ОАО "САК "Энергополис".
По словам Александра Коваля, тариф на этот вид страхования будет определяться с учетом коэффициентов, установленных для различных категорий опасных объектов, а также проведенных эксплуатантами мероприятий с целью предотвращения возможных аварий. При этом, добавил А.Коваль, средняя величина тарифа по всем видам эксплуатируемых объектов составит 0,25% от страховой суммы.
В соответствии с экспертным оценкам специалистов страхованием может покрываться около 30-40% ущерба, вызванного авариями на опасных объектах, отметил он.
Размер потенциального прямого ущерба от таких аварий, по данным МЧС, может достигать 100 млрд. рублей в год по всей стране, а косвенного - 450 млрд. рублей.
А.Коваль напомнил, что согласно действующему закону о промышленной безопасности на предприятие возложена ответственность за возмещение ущерба от аварий третьим лицам. С этой целью они должны формировать специальные резервные финансовые фонды для такого рода компенсаций с учетом оценки возможного потенциального ущерба.
Однако, пояснил он, порядок формирования таких резервов никем не контролируется и введение страхования облегчит предприятиям задачу компенсации ущерба от аварийных ситуаций.
Законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".
Страховать свою гражданскую ответственность обязаны все владельцы опасных объектов - юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче опасного объекта и т.п.) и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
При определении размера страховой суммы учитывается величина возможного вреда, которая устанавливается на основании специального расчета. В законопроекте приводятся минимальные значения страховых сумм, которые обеспечат не-обходимый уровень компенсации в случае причинения вреда каждому потерпевшему физическому и юридическому лицу.
Страховая выплата осуществляется страховщиком при наступлении страхового случая. При этом установление страхового случая возможно как на основании судебного решения, так и на основании собственного решения страховщика, согласованного им с органом, осуществляющим государственный надзор за безопасностью опасного объекта, и уполномоченным федеральным органом.
Страховая выплата определена для физического лица: при причинении вреда жизни и здоровью - 300 тыс. рублей; при причинении вреда имуществу -180 тыс. рублей; при нарушении условий жизнедеятельности - 100 тыс. рублей; для юридического лица - В пределах страховой суммы в размере действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества.
Законопроектом устанавливаются конкретные сроки, в которые должны быть произведены требуемые действия для установления страхового случая, определения и выплаты страховых возмещений потерпевшим.
Законопроектом предусмотрено, что правила обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, страховые тарифы, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются правительством Российской Федерации.
Законопроект устанавливает возможность формирования страховщиками фонда предупредительных мероприятий в целях предупреждения аварий на опасных объектах, снижения вероятности причинения вреда третьим лицам.
Банковский комитет Госдумы РФ рекомендовал принять в первом чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), вводящие штрафные санкции для эксплуатантов опасных объектов. В частности, законопроектом предлагается применять штрафные санкции вплоть до отзыва лицензии при систематических нарушениях, в нем также прописан порядок применения штрафных санкций. Штрафные санкции вводятся как в отношении руководителей этих организаций, так и в отношении организаций как юридических лиц.
Согласно пояснительной записке к поправкам в КоАП, "размер штрафных санкций в отношении юридических лиц соразмерен с величиной штрафов, которые руководители соответствующих организаций должны заплатить за нарушение положений федерального закона "О промышленной безопасности".
Размер штрафов с организаций как юридических лиц определяется с понижающим коэффициентом. Размер штрафа рассчитывается исходя из средних размеров страховой премии, подлежащей уплате этими организациями.
По мнению авторов документа, введение санкций заставит организации и владельцев опасных объектов исполнять новый закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению социальной защиты лиц, которые могут пострадать в результате аварии при эксплуатации опасного объекта./au92.ru/