01.11.2005 Сегодня в Главном управлении МЧС РФ по Томской области состоялась встреча представителей СМИ и начальника управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Томской области Николая Паринова. Она носила разъяснительный характер - как ответ на ряд публикаций в СМИ, выводы в которых не соответствовали действительности, и касались защитных сооружений (убежищ) в Томске. По сути, организованное МЧС мероприятие явилось ликбезом, объясняя, какие убежища существуют сейчас на территории Томской области и Томска, какова их функция, и каким образом они могут использоваться в мирное время, а также во время ЧС и военных или предвоенных периодов.
Согласно сложившейся в России системе гражданской обороны, предусматривается две схемы мероприятий, которые должны защитить население во время чрезвычайных происшествий самого разного рода, или военного положения. По одной из них, убежища, которые создаются в непосредственной близи от предприятий, бесперебойное функционирование которых необходимо в любой ситуации, и иных важных служб, предназначены только для "наибольшей рабочей смены", которая обеспечивает их деятельность. Все остальное население должно быть эвакуировано в безопасную зону, которая в Томске находится за городом - в тех районах, которые не будут подвержены большинству возможных ЧС и прочих экстраординарных событий. Там граждане будут размещены на "подселение". Вторая схема подразумевает постройку убежищ для населения в черте города.
В Томске сейчас действует первая схема, то есть в случае возникновения некой аварийной ситуации, военного положения и т.п., население будет укрываться в подвалах домов, цокольных этажах зданий, подземных переходах и др. помещениях в ожидании эвакуации за город.
Для оповещения в таком случае будут использоваться и радио, телепередачи, и сирены, и громкоговорители.
Основным "оппонентом" Николая Паринова на встрече выступил Владимир Губа, представитель студии "Экология", чья деятельность и послужила одной из причин проведения такой встречи: по его мнению, все, что пытались донести до прессы сотрудники МЧС, не соответствует действительности, особенно в той части, которая касается нынешнего состояния убежищ. Основным аргументом служило то, что большая часть убежищ заброшена и неподготовлена к функционированию.
По словам Николая Паринова, подобные утверждения неверны - заброщенные защитные сооружения действительно существуют, но они принадлежат развалившимся за последнее десятилетие предприятиям. Соответственно, укрывать в случае возникновения особых обстоятельств, в них будет просто некого, так как не будет "рабочей смены", для которой они и предназначены. Кроме того, большая часть сооружений в обычное время могут использоваться для хозяйственных нужд, перечень которых огромен - от складов разного рода до торговых и культурных учреждений. Единственное условие такого использования - отсутствие конструктивных изменений помещения, к возведению разрешены только легкие перегородки, которые могут быстро уничтожаться в случае необходимости.
В частную собственность такие помещения не передаются - даже в случае, когда здание бывшего завода, имевшего защитные сооружения, выкуплено, убежище передается ему только по договору, как арендованное, и сохраняет свои функции.Томский Обзор/obzor.tomsk.ru/