12.10.2005 Аномально теплая и сухая для середины осени погода нежданно вызвала природные катаклизмы. Осеннее солнце сильно подсушило торфяной пласт, который воспламенился, как порох, и окутал густым смогом окрестности Нижнего Новгорода.
Наиболее проблемные места оказались в Борском, Дальне-Константиновском и Володарском районах.
Порядка 40 лесных пожаров, произошедших из-за возгорания торфяников, зафиксировано на территории Нижегородской области. В данный момент полыхает 37 лесных пожаров. 19 из них возникли с начала октября.
Служба МЧС и управление Рослесхоза уверяет население, что ситуация находится под контролем. В настоящее время в области действует "множество мелких возгораний". В основном они располагаются на территории болот. По мнению пожарных, возгорание торфяников происходит не только из-за засушливой погоды, но и из-за пренебрежения грибниками и туристами правилами поведения в лесу.
Сотрудники лесоохраны выявляют очаги возгорания во время облета лесов на самолете и пытаются их ликвидировать. Однако это сделать нелегко.
Ситуация усугубляется полным безветрием и высоким давлением. Смог окутывает населенные пункты и расстилается вдоль автомобильных трасс.
Кстати, из-за лесоторфяных пожаров в Подмосковье может быть перекрыто движение на 130-140 километрах автодороги Москва-Нижний Новгород. Об этом сообщили в Управлении ГИБДД Московской области.
Руководство ГИБДД настоятельно рекомендует водителям выбирать другие маршруты проезда, чтобы не попасть в ближайшее время в пробку или в ДТП на трассе Москва-Нижний Новгород.
Не далее как вчера ночью на трассе Москва-Нижний Новгород образовалась 10-километровая пробка. На границе Владимирской и Нижегородской областей столкнулись 38 автомобилей. В результате 4 человека погибли, 13 ранены. ДТП произошло рано утром 4 октября на 136 км федеральной трассы Москва-Нижний Новгород (в районе н. п. Пекша Вязниковского района). Причиной ДТП стала плохая видимость из-за задымления от горящих торфяников.
Теперь за лесными массивами города и области будут следить специально созданные патрули, а въезд и вход праздным гражданам будет запрещен.
Могут оказаться заложниками природных аномалий и жители некоторых поселков Нижегородской области. В особой мере это касается Володарского направления. С болот пожар перекидывается на леса. Торфяной пласт выжигает корни деревьев, которые валятся, создавая целые зоны природного хаоса.
Из-за непрекращающихся лесных пожаров страдают не только люди, вынужденные жить в задымленных городе и области, но и животные. Не в силах находиться среди огня и дыма, животные бегут из лесов. Так на прошлой неделе в городе Дзержинске пострадал молодой лось. Он выскочил на дорогу в промышленной зоне среди заводских корпусов (!). Все случилось настолько неожиданно, что водитель, ехавший в тот момент по трассе на легковушке, просто не успел среагировать. Прибывшим компетентным органам не оставалось ничего иного, как застрелить лося, потому как от испуга он себя не контролировал и мог броситься на любую другую машину.
Специалисты знают, что затушить горящий торфяник фактически невозможно. По крайней мере общепринятыми пожарными средствами. Чтобы это сделать, необходимо на площадку пожарища в 1 кв.м. пролить 1 тонну воды. Именно поэтому лесные пожары вплотную могут подойти и к населенным пунктам.
Кстати, долгое пребывание в зоне задымления крайне неблагоприятно для здоровья. Экологи и медики советуют всем сельчанам быть готовыми к худшему. Эпидемии легочных заболеваний, как правило, возникают во время повышенного задымления атмосферы. Вообще, само слово "смог" родилось в Лондоне. Его изобрел французский химик Де Во, который в то время жил в Англии и вместе с лондонцами осенью и зимой вдыхал местный вонючий туман. Большие скопления дыма только на первый взгляд кажутся безобидными. Только один исторический пример, о котором стоит упомянуть...
Настоящий кошмар случился в Лондоне 5 декабря 1952 года, когда город погрузился в дымовую завесу. Происходящее напоминало газовую атаку. К вечеру видимость стала нулевой, и люди на улицах натыкались друг на друга, не видя ничего дальше своего носа. Сначала лондонцы были скорее удивлены, чем испуганы, тем, как падали, разбиваясь о стены домов, птицы, которые все разом ослепли. Впервые в истории отменили футбольный матч на стадионе "Уэмбли". В концертных залах остановились представления из-за того, что зрители не могли разглядеть сцену. Актеры в опере не могли петь из-за приступов кашля. Дым просачивался во все помещения. Люди слишком поздно спохватились и бросились законопачивать дыры и щели.
С каждым часом обстановка ухудшалась. Люди начали умирать от бронхиальных осложнений и пневмонии, и в какой-то момент в городе закончились все гробы, чтобы хоронить жертв смога. Водители на шоссе не видели дорогу, и повсюду происходили ужасные автокатастрофы. Дьявольская смесь дыма, сажи, углерода и серы делала свое дело. Люди даже не могли найти дорогу в церковь. Катафалки с усопшими врезались в другие машины.
Сегодня случившееся объясняют тем, что слишком много лондонцев в то необычно холодное начало зимы отапливали дома самым дешевым топливом и загрязняли воздух углем. Оказалось, что виновато было правительство, которое после войны остро нуждалось в валюте, поэтому продало качественный уголь за границу.
Высокая концентрация серы придавала смогу желтоватый оттенок. Все лондонцы, проснувшись 6 декабря, чувствовали сильную головную боль и затруднение с дыханием. Они с трудом находили двери в своих квартирах, чтобы выйти на улицу. Смог сгустился и представлял собой плотное одеяло 200-метровой толщины. В течение двух следующих суток он продолжал густеть, и не было никаких признаков, что он сдвигается куда-то в сторону. Люди сидели по домам и сжигали еще больше вредного угля. По некоторым данным, в токсичной смеси образовалось 370 тонн двуокиси серы, которые в результате химических реакций превратились в 800 тонн серной кислоты. Вслед за кашлем и разъедавшими легкие газами лондонцы увидели, как начинает краснеть и чесаться их кожа. У горожан появились первые ожоги.
В первую очередь погибали люди с больными легкими, старики и дети. Были случаи, когда полицейским приходилось взламывать двери домов и находить внутри целые мертвые семьи. Люди лежали в постелях, задохнувшись от смога.
После того как 9 декабря туман рассеялся и снова появилось солнце, начались массовые заболевания органов дыхания. Люди продолжали умирать в течение следующих двух месяцев. Правительство первым делом постаралось спастись от судебных исков и снять с себя ответственность за гибель людей. Вину за смог решили возложить на природу, а все смерти, случившиеся потом, объявили следствием обычной зимней эпидемии, совершенно не связанной со смогом. Министерство здравоохранения заявило, что 8 тысяч лондонцев, умерших в последующие дни, стали жертвами... эпидемии гриппа. Однако парламент все же принял закон о чистом воздухе, что положило конец сжиганию в Лондоне дешевого угля.
Но и до сих пор лондонцы не успокоились, считая, что им не стоит расслабляться. Борцы за чистоту воздуха говорят, что сегодня нам противостоит не менее опасное и невидимое загрязнение - выбросы автомобильного транспорта. Люди, пережившие кошмар 1952 года, боятся, что придет день, и солнечный свет снова сменится ядовитой мглой./abm.r52.ru/