08.09.2005 Сценарий к учениям, которые прошли вчера в Петропавловске-Камчатском, — редкий случай! — не надо было придумывать. С сентября по декабрь нынешнего года, как прогнозируют ученые, здесь ожидается страшное землетрясение. При самых неблагоприятных раскладах сила его составит 8—8,5 балла. Последствия могут быть поистине ужасающими. 10 тысяч человек окажутся под завалами, пострадают же до 70 тысяч жителей полуострова.
— Дай бог, чтобы эти прогнозы не сбылись, — сказал глава МЧС Сергей Шойгу, открывая учения, — но мы должны подстелить соломы столько, сколько надо.
По легенде, Камчатку тряхануло в 21 час, как раз когда горожане готовились ко сну. А примерно через 20 минут прибрежную зону накрыло волной цунами высотой 4 м. Специальная компьютерная программа подсчитала: при таких раскладах в Петропавловске-Камчатском и пригороде разрушатся до основания 640 жилых зданий и частных домов, больницы, аэропорт и другие объекты жизнеобеспечения. С этой катастрофой сравнится разве что землетрясение в Нефтегорске (оно случилось в мае 1995 г., тогда погибли 2,5 тыс. человек). Всего пострадают 13 населенных пунктов с населением 250 тысяч человек.
Исходя из этих данных, спасатели на первом, теоретическом, этапе учений подсчитали, какими силами необходимо располагать, чтобы как можно быстрее вытащить людей из-под завалов, оказать первую помощь, оперативно организовать эвакуацию людей. Рассчитать необходимо каждую мелочь, вплоть до того, где расположить подвижные пункты питания, куда и сколько подвозить воды, кому необходимо доставить дрова…
Мало того что все это надо рассчитать — вся необходимая техника и медикаменты — вплоть до последнего бинта! — должны быть в наличии, а не только на бумаге.
— Вот вы мне докладываете о количестве задействованной спецтехники, — обратился Сергей Шойгу к очередному докладчику. — А эта техника, она работает? Вы все своими руками трогали? Если есть хоть доля фантазии в этих цифрах, лучше замажьте их черной краской… То, что мы сейчас с вами делаем, — это не шутки. Вам, не приведи господи, придется по этим планам работать. Это как на войне, нельзя недооценивать противника…
И правда — это не тот случай, когда можно отделаться показухой.
— Не надо мне называть нереальные цифры, — продолжал "разборки" глава МЧС. — И говорить дежурное: "Решим в рабочем порядке". А я тогда зачем сюда приехал? Мы сейчас по максимуму должны снять выявленные проблемы. Это и есть цель сегодняшних учений.
…Все было на редкость натурально и правдоподобно. Роль разрушенных зданий сыграли два долгостроя, и жертвы в исполнении студентов медицинского училища смотрелись неплохо. Когда "началось", юные медики по-актерски мастерски завопили: "Спасите! Помогите! Кто-нибудь!"
"Кого-нибудь" было хоть отбавляй. Оперативно прибыли все необходимые службы: спасатели, пожарные, милиционеры… Тут же огородили участок для раненых и другой — для погибших. Подъехала машина с табличкой "Перевозка тел умерших" и судебные медики. Носилки с черными пакетами носили не реже, чем с ранеными.
Все выглядело слаженно, чинно и благородно.
С помощью вертолета эвакуировали людей с верхних этажей разрушенных и местами горящих зданий. Подоспевшие эпидемиологи обрабатывали места, где лежали "трупы", которые очень оперативно отправляли в морг.
Вторая "серия" практической части учений проходила на море — ликвидировались последствия цунами. Пострадавших оперативно доставали из воды и тут же грузили на "скорые".
Свои возможности помимо спасателей продемонстрировал наш новый самолет-амфибия "Бе-200". Он "приводнился" на гладь Авачинской бухты, гордо продефилировал мимо министра туда-сюда, набрал в брюхо воды и взлетел. Потом всю эту жидкость выплеснул на какой-то горящий объект. Народ на берегу зааплодировал.
К слову сказать, у местных жителей учения МЧС вызвали немалый интерес.
— А что, и правда землетрясение будет? — интересовались они.
— А разве вас не предупредили? — в свою очередь удивились мы.
— Да так, ходят слухи…
Оказывается, как рассказал корреспонденту "МК" один из аборигенов, назвавшийся дядей Лешей, никаких специальных памяток по поводу грядущего катаклизма местному населению не давали. А ведь на совещании министру говорили, что такие памятки существуют.
— Да вы спросите у каждого встречного, — кипятился дядя Леша, — раздавали памятки или нет? Мы и не знаем даже, как себя вести, случись чего. Вот тут на вас смотрим — вроде все красиво. А как там будет, когда все случится?
Правда, в местной газете печатали памятку, вспомнил дядя Леша. Но из нее, по его словам, понять ничего невозможно.
— Вот я, человек с техническим образованием, ничего в ней не понял. Один пункт противоречит другому. Кто ее писал? Там только одно мне понятно: когда начнется землетрясение, надо выбить табуреткой окно и выскочить. А если нет табуретки, то выбить окно спиной… Вы уж скажите министру, чтобы нам все-таки хоть что-то разъяснили.
Пользуясь случаем, доводим до сведения Сергея Кужугетовича пожелания населения, над которым нависла реальная угроза. По словам главы МЧС, вероятность землетрясения на Камчатке составляет 36% (обычная вероятность — на уровне 6%).
Между тем генерал Шойгу остался доволен практической частью учений. В заключение он поблагодарил тех, кто принимал в них участие: спасателей, пожарных, кинологов…
— Надеюсь, что ваши навыки не понадобятся, но, если все-таки понадобятся, считаю, что вы — готовы./Московский Комсомолец/