06.09.2005 В Зауралье не стихает эхо Большого пожара – бедствия, в результате которого в 2004 году полностью выгорело несколько населенных пунктов. Разбор обстоятельств трагедии рассорил два силовых ведомства – областную прокуратуру и региональное подразделение МЧС. Прокурор области Валерий Мачинский настаивает, что руководители, ответственные за предотвращение чрезвычайных ситуаций, должны понести наказание за халатное отношение к работе. Однако в самой структуре МЧС с такими требованиями не согласны. Подробности – на "УралПолит.Ru".
Конфликт уже приобрел черты затяжной войны. Все началось в мае, когда прокуратура Курганской области объявила о прекращении расследования уголовного дела по фактам гибели жителей поселка Чашинский в пожаре 14 мая 2004 года. Тогда в огне верхового пожара в лесном поселке в течение двух часов сгорели 362 дома и погибли 12 жителей. Дело по статье 293 УК РФ "Халатность должностных лиц" было прекращено за отсутствием события преступления. Поминутное изучение всех обстоятельств развития событий за сутки до пожара в поселке и в день трагедии показало, что реальной возможности предотвратить катастрофу не было. В Зауралье попросту не нашлось необходимых средств и ресурсов, подчеркнул начальник отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры области Дмитрий Цимбаленко, напомнив, что реально справиться с пожарами в Зауралье удалось только с помощью федеральных сил и авиации МЧС. В то же время был выявлены ряд недостатков, как то: несоответствия правилам и слабое взаимодействие различных структур.
Обо всех недостатках областной прокурор Валерий Мачинский сообщил в представлении на имя Петра Третьякова, начальника Приволжско-Уральского регионального центра МЧС, в чье ведение входит Курганская область. Как указал прокурор, факты бездеятельности, волокиты, нарушений законности в деле пожарного надзора в Зауралье принимают системный характер. Не найдя оснований для уголовного наказания, прокуратура посчитала, что руководители областного управления МЧС должны быть наказаны хотя бы в дисциплинарном порядке.
Аргументировал прокурор следующим. На фоне роста пожаров в области крайне редки профилактические проверки в районах. Сплошь и рядом выявляются случаи, когда акты проверок составляются не в полном объеме, к ним не прилагаются объяснения ответственных за пожарную безопасность работников и другие документы, подтверждающие результаты проведенных контрольных мероприятий. К, примеру, в Мокроусовском районе акты проверок не составляются вообще. Процент взыскания наложенных штрафов за 2004 год составил лишь 58,5%. А в Куртамышском, Лебяжьевском, Мокроусовском и Петуховском районах их взыскано лишь третья часть.
Прокурор предъявил и другие счета – в том числе в нерациональном расходовании бюджетных средств. К примеру, выявлено, что в 2003-2004 годах на сумму более 2 млн. рублей, выделенных из областной казны, были куплены легковые автомобили для руководителей областного управления ГО и ЧС – в ущерб материально-техническому оснащению подразделений пожарной охраны. Из запланированных 29 пожарных машин было куплено только четыре, зато начальство получило 10 новеньких легковушек. Кроме того, без всякого конкурса были оплачены товары и услуги на сумму свыше 2000 МРОТ. При этом пожарные, которые по закону обязаны тушить пожары бесплатно, умудрились как раз на этом заработать. В 2004 году было заключено 35 договоров с лесхозами об оказании услуг по тушению пожаров, и общая сумма незаконно полученных средств превысила 526 тыс. рублей.
В прокуратуре настаивают, что эти и другие нарушения существуют уже на протяжении длительного времени. Заместителю начальника Главного управления ГО и ЧС Курганской области Анатолию Семенову на них было указано в июне 2003 года. Но требования прокурора были грубейшим образом проигнорированы, что, по мнению Валерия Мачинского, и проявилось в трагических событиях весной 2004 года.
В итоге Валерий Мачинский в мае 2005 года предложил Петру Третьякову за грубые просчеты в организации работы подчиненных решить вопрос о дисциплинарной ответственности начальника ГУ ГО и ЧС по Курганской Владимира Савина и его заместителей Семенова, Дмитриева, Рожкова, а также начальника управления материально-технического обеспечения Балабанова - вплоть до освобождения от занимаемых должностей. Но, как следовало из ответа из РЦ МЧС за подписью заместителя Петра Третьякова Бориса Герштейна, за допущенные нарушения закона полковник Савин, его замы Пономарев и Семенов уже были наказаны - в июне 2004 года. Так, Савин и Пономарев получили строгие выговоры, а Семенов предупрежден о неполном служебном соответствии. Наказать начальников из курганского управления, не нарушая закон, по мнению их руководства, невозможно. Повторные наказания запрещены Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ.
Мачинский счел такой ответ отпиской и потребовал повторно рассмотреть вопрос по руководству спасательного ведомства. Прокурор хочет получить оценку указанных в представлении фактов и наказания всех отмеченных в нем лиц. В противном случае он пригрозил сообщить министру МЧС Сергею Шойгу о том, что Третьяков уводит подчиненных от ответственности. Кроме того, Валерий Мачинский обратился за поддержкой к заместителю генерального прокурора по УрФО Юрию Золотову./uralpolit.ru/