01.09.2005 До конца года депутатам Верховного Совета Хакасии предстоит рассмотреть закон республики "О пожарной безопасности". С его появлением решается ряд организационных, но возникает целый ряд финансовых проблем. Об изменениях, которые возникнут в жизни пожарных республики, – беседа корреспондента Независимого Информационного Агентства с заместителем (по ГПС) начальника ГУ МЧС России по Хакасии, полковником внутренней службы Анатолием Заярным.
- Вашим ведомством создан закон "О пожарной безопасности". Какие цели преследовали при его разработке?
- До 1 января 2005 года действовал федеральный закон под таким же названием. Ранее предполагалось, что в субъектах будут разработаны свои нормативные акты. Но в большинстве регионов, в основном из-за финансовых трудностей, его разработка не производилась, делать же работу формально, принимать закон просто, чтобы он был, ни к чему.
Однако, федеральный закон № 122, который вступил в силу с января этого года, внес ряд изменений в нормативные акты, в том числе касающиеся организации пожарной службы. Произошло разделение на Государственную противопожарную службу и пожарную охрану. К первой отнесены федеральная и региональная противопожарные службы, а просто пожарная охрана подразумевает наличие ведомственной, добровольной, муниципальной и частной пожарных охран. Порядок формирования всех этих подразделений (за исключением федеральной ГПС) должен быть установлен региональными нормативными актами. Это и послужило основной причиной для разработки республиканского закона о пожарной безопасности.
- Какие проблемы в связи с этим могут возникнуть? Есть возможные пути их решения?
- При создании добровольной пожарной охраны, которая предусмотрена новым законом, возникнет проблема с оснащением техникой. Пути решения этой проблемы – капитальный ремонт существующего автопарка и, кроме этого, принятие республиканской целевой программы по пожарной безопасности. Программа нашими специалистами разработана, она рассчитанная на 3 года, ее цена - 60 миллионов рублей. Средства предусмотрены на приобретение пожарной техники и пожарное оснащение. В настоящее время программа находится на рассмотрении в Правительстве республики.
Направляться новая техника, конечно же, будет в наиболее сложные в плане пожарной безопасности территории, то есть города.
- Каково на сегодняшний день состояние техники в республике?
- Автопарк изношен на 80 процентов. Срок службы автомобиля 10,5 лет, а мы до сих пор эксплуатируем морально и физически устаревшие "ЗИЛы", которым по 20 и более лет. Техника дорогая – средняя цена автомобиля около миллиона рублей, так что далеко не каждый субъект может позволить себе приобрести его. Еще один важный момент - закончился срок эксплуатации большинства противогазов – и на сегодняшний день их требуется около 200 штук. Без этого оборудования невозможно тушить пожары в задымленной, загазованной зоне. Например, за последние пять лет пожарные с использованием дыхательных аппаратов потушили 700 пожаров и спасли 772 человека.
Абакан – самый пожароопасный город в республике и относительно состоятельный. Не было ли попыток со стороны МЧС договориться о создании муниципальной службы пожаротушения?
- Стоит отметить, что муниципальные образования должны самостоятельно осуществлять первичные меры пожарной безопасности – в проекте республиканского закона это предусмотрено как содержание и финансирование частей. Поэтому мы надеемся, что в городах муниципальные пожарные охраны будут создаваться. Или хотя бы на финансирование существующих частей из городских бюджетов будут выделяться средства.
Мы не раз отправляли обращения в адрес администрации города, но мэр Абакана не настроен закладывать в бюджет дополнительные расходные статьи. При этом стоит отметить, что в соответствии с ГОСТом в столице республики должно быть пять пожарных частей – сегодня же их только две. Причем, ни копейки из городского бюджета на их содержание не идет. Это федеральные и республиканские расходы. Кроме этого, пожарные машины выезжают с недоукомплектованным персоналом. По распорядку в машине пять человек боевого расчета. У нас схема такая – в первой машине полный экипаж, во второй, в лучшем случае – половина, в третьей – один водитель.
В этом свете особенно тревожной кажется новость о грядущем сокращении штата пожарных. Как вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?
- Речь идет о работниках Центра управления силами, находящихся на финансировании из федерального бюджета. Лимит численности федеральной группировки определен постановлением Правительства РФ. С 1 января 2006 года федеральное финансирование Центра будет прекращено, и если республика не возьмет эти расходы на себя, то 66 человек, а это высокопрофессиональные пожарные, офицерский состав, придется сократить.
Напомню, что Центр управления силами включает в себя службу пожарной связи (диспетчера "01") – автоответчиком этих людей не заменить. Кроме этого, в него входит так называемая служба пожаротушения – это офицеры, ответственные за оперативную ситуацию во всей республике. Они первыми прибывают на пожар, возглавляют действия боевых расчетов, проводят разведку в боевом обмундировании, контролируют работу диспетчеров и так далее. Они же принимают решения, от которых зависит жизнь людей, оказавшихся в огне, и согласовывают действия команды. Третье подразделение – аналитический отдел, работа которого необходима при составлении планов, подготовки отчетной документации для Центра. При ликвидации службы под сокращение попадают и восемь водителей, которые несут службу в пожарной части № 1 города Абакана. И если сокращение все-таки произойдет, то количество рядовых, идущих в огонь, еще уменьшится.
В настоящее время и Главное управление МЧС России по Хакасии со своей стороны, и Правительство республики со своей стороны направляем обращения и письма в Москву, во всевозможные инстанции, чтобы сохранить для Хакасии федеральную противопожарную группировку. Окончательного решения пока не принято./Независимое Информационное Агентство/