О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Все... Защитная одежда Огнетушители Защита дыхания Пожарная техника (ПТВ) Пожарная автоматика ГПС МЧС
СОДЕРЖАНИЕ  


здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

"О проблемных вопросах в области организации пожаротушения в г. Москве"



Заместитель начальника Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России
полковник внутренней службы Ю.П. Ненашев





Материалы исследования крупных пожаров в Российской Федерации показывают, что только 28 % пожаров потушены в тех размерах, которые они имели на момент прибытия пожарных подразделений. После прибытия первых подразделений из-за неэффективной организации тушения пожаров в 67% случаев площадь горения увеличивалась.

Указанная тенденция характерна также при ликвидации пожаров в г. Москве.

Вопрос тушения пожаров в г. Москве в силу статуса города, как столицы Российской Федерации находится в постоянном внимании, как со стороны руководства Министерства, так и стороны Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России. Практически любой крупный пожар, возникающий в г. Москве освящается в средствах массовой информации и вызывает большой общественно-политический резонанс.

По мнению Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России одной из главных причин, приведших к росту количества крупных пожаров можно считать, что ГУ ГОЧС г. Москвы не в полном объеме реализуются нормативные требования по организации пожаротушения и контролю гарнизонной службы.

Существующее расписание выездов Московского гарнизона пожарной охраны не отражает реально существующего количества сил и средств гарнизона пожарной охраны. В расписание выезда не включены подразделения ведомственной пожарной охраны, а также Академия ГПС МЧС России, взаимодействие с которыми определены отдельными инструкциями и совместными приказами, что является прямым нарушением требований 45 статьи Устава службы пожарной охраны.

Негативно сказывается на качестве тушения пожаров существующая практика привлечения дополнительных сил и средств. На многие пожары руководители тушения пожара привлекают силы и средства по вызову (рангу) № 2 и дополнительно до 30 и более отделений, что соответствует 4 или 5 номеру (рангу) пожара. При этом отмечается поэтапное (ступенчатое) наращивание сил и средств на пожаре.

Характерным примером может служить организация тушения пожара в здании Центрального выставочного зала "Манеж".

РТП-1 - начальник караула 33 ПЧ УГОЧС ЦАО капитан внутренней службы Браковенко А.Л., из-за интенсивного горения, разведку пожара произвел не качественно, решающее направление не определил, необходимого количества сил и средств не вызвал.

РТП-2 - оперативный дежурный по ГПС УГОЧС ЦАО подполковник внутренней службы Никонов С.А., организовал работу оперативного штаба пожаротушения, организовал дальнейшее проведение разведки, обеспечил встречу и расстановку прибывающих сил и средств, организовал подачу дополнительно водяных стволов, однако повышенный ранг пожару не объявил, а ограничился вызовом дополнительных сил и средств.

Не на надлежащем уровне проводится работа предварительного планирования боевых действий. Имеют место случаи несвоевременной корректировки планов и карточек тушения пожаров в подразделениях ГПС. В планах отсутствуют рекомендации РТП и оперативному штабу пожаротушения по особенностям ведения боевых действий. Отсутствие схем пустот в строительных конструкциях в планах пожаротушения приводит к несвоевременной организации работы по их защите, что в большинстве случаев способствует развитию пожаров до крупных (только в ЦАО более 60% зданий 30-60-х годов постройки с пустотами III-V степени огнестойкости).

На такой важный и сложный объект, как "Манеж" оперативного плана в период тушения пожара не было.

Существенно понизился образовательный уровень личного состава, выступающего в роли РТП.

Необходимо также отметить, что 8,5% начальников караулов подразделений ГПС работающие в занимаемой должности свыше 5 лет, не повышают общеобразовательный уровень в учебных заведениях МЧС России пожарно-технического профиля.

Тем не менее, основное количество пожаров ликвидируется под руководством начальников караула.

В подразделениях ГУ ГОЧС г. Москвы наблюдается некомплект личного состава, стоящих на оперативных должностях. Длительное время некомплект составляет 51 чел.(12,3 %).

Пик увольнений, пришедшийся на конец 2001 г. начало 2002 г. привел к тому, что службу в ГПС МЧС России проходит личный состав с малым опытом работы, в большинстве своем это лица проходящую альтернативную службу и службу по контракту.

Отсутствие промежуточного (связующего) звена между молодыми специалистами и сотрудниками предпенсионного возраста, ведет к отсутствию преемственности поколений и передачи опыта.

Рис.1 Сведения о количественном и качественном составе начальников (помощников начальников) караулов подразделений ГПС ГУ ГОЧС Москвы
(по состоянию на 1 апреля 2004 г.)

В роли РТП-1 в большинстве случаев выступают начальники караулов закончившие 11-ти месячные курсы в учебном центре ГУ ГОЧС г. Москвы и командиры отделений, имеющие допуск к самостоятельному дежурству. Теоретическая подготовка этих лиц очень слабая, что сказывается на их руководстве подразделениями и организации тушения крупных пожаров на первых этапах.

Так, тушением пожара в начальном периоде (РТП-1) в здании общежития Российского Университета Дружбы Народов, происшедшего 24 ноября 2003 года руководил начальник 56 ПЧ УГПС Юго-Западного административного округа старший лейтенант внутренней службы Жилинский С.Г., который в 1998 г. закончил 11 месячные курсы подготовки начальников караулов Учебного центра УГПС, допущен к самостоятельному дежурству в качестве начальника караула 56 ПЧ УГПС ЮЗАО приказом УГПС МЧС России г. Москвы, в должности начальника пожарной части с февраля 2003 года.

В сложившейся ситуации особое значение принимает качество и интенсивность служебной подготовки. К сожалению, во многих гарнизонах ГПС организация этой важнейшей части системы обеспечения боеготовности подразделений не выдерживает никакой критики. Приведу пример гарнизона города Москвы, когда при ликвидации чрезвычайной ситуации с пожаром на Очаковском хладокомбинате 25 апреля 2004 г. водитель пожарной автоцистерны при обеспечении работы личного состава на АКП для подпитки автоцистерны водой подключил подпитывающую линию к напорному патрубку насоса.

За 2003 год подразделения Московского гарнизона осуществили 27746 выездов, связанные с тушением пожаров, из которых 25694 пожара ликвидированы силами одного караула, 2052 пожара ликвидированы с привлечением дополнительных сил и средств гарнизона. При этом, 23 раза в тушении пожаров принимало участие 20 и более пожарных автомобилей.

Отсутствие в ГУ ГОЧС г. Москвы данных по оценке действий руководителей тушения пожара, распределению боевых расчетов по численности, состоянию и использованию источников противопожарного водоснабжения, изменению площади пожара с момента введения сил и средств, фактического расхода огнетушащих веществ при их подаче, не позволяет обеспечить требуемый уровень обобщения материалов и анализа боевых действий. Не проводится оценка эффективности применения сил и средств на пожаре, выводы по организации боевых действий на пожаре не подкрепляются расчетами. При проведении разборов пожаров рассматриваются, как правило, принятые меры по их тушению и не дается объективная оценка действиям первому и последующим РТП, не рассматриваются возможные варианты ведения боевых действий, выбора оптимальных способов и методов тушения пожаров.

Существующая система изучения и разбора пожаров в подразделениях не приводит к улучшению эффективности их тушения.

При изучении подавляющего большинства пожаров не оценивается организаторская работа начальников местных гарнизонов и должностных лиц, обеспечивающих функционирование газодымозащитной службы, службы связи, технической службы, диспетчерского состава, а также деятельность по осуществлению государственного пожарного надзора, что не позволяет в полном объеме обеспечить проведение разбора пожаров, как одну из форм тактической подготовки.

Анализ пожаров, происшедших в г. Москве показал, что из-за недостаточной тактической выучки начальствующего и рядового состава практически используются не оптимальные насосно-рукавные схемы, при тушении развившихся пожаров, как правило, подаются маломощные стволы, насосные установки пожарных автомобилей используются не на полную мощность, ствольщики неверно выбирают боевые позиции.

Работа штаба на пожаре не эффективна, зачастую он не только не управляет боевыми действиями, но и не владеет в достаточной степени динамикой складывающейся обстановки. Не определяется потребность сил и средств, не обеспечивается контроль за выполнением поставленных задач, не обеспечивается непрерывный контроль за обеспечением мероприятий по охране труда. Отсутствуют современные средства ведения оперативной информации на пожарах.

"Концепция развития ГДЗС" УГПС МЧС России г. Москвы в основном выполняется, но, учитывая специфику объектов Метрополитена, подземных спец. объектов и т.п., расположенных на территории г. Москвы, до настоящего времени не проведен научный анализ количества и мест дислокации подразделений, на вооружении которых должны находиться СИЗОД с длительным сроком защитного действия. А самое главное КИП-8 продолжают использовать на пожарах не связанных с Метрополитеном.

Не получила конечного завершения работа по совершенствованию организации профессиональной подготовки личного состава подразделений ГПС.

Мы никогда не создадим устойчивость системы повышения профессионального мастерства если не будем усиливать и постоянно совершенствовать практическую составляющую подготовки, начиная со 100 метровой полосы и учебной башней и заканчивая полигонной базой и тренинговыми комплексами.

В г. Москве в 12 пожарных частях (13 %) отсутствуют или не пригодны для эксплуатации учебно-тренировочные башни.

Московский гарнизон имеет всего одну огневую полосу психологической подготовки пожарных и три теплодымокамеры, и при этом не используются мощные возможности полигонной базы 179 Спасательного центра, расположенного в городе Ногинске, для проведения тренировок личного состава.

Недостаточная укомплектованность боевых расчетов аварийно-спасательным инструментом (до 50 %) приводит к задержке проведения спасательных работ и подаче огнетушащих средств. В этой связи целесообразно проводить мероприятия по организации совместной работы пожарных и спасателей, в том числе и по применению автомобилей первой помощи.

Пожарная техника УГПС МЧС России г. Москвы морально и физически устарела. Из 625 единиц техники, положенной по штату, в наличии имеется 607, из них выработало установленный ресурс и подлежит списанию как не подлежащие ремонту 240 единицы. Таким образом, некомплект пожарных автомобилей с учетом списания составляет 259 единиц.

В гарнизоне отсутствует техника, в том числе переносные мотопомпы, для подачи воды на большие высоты.

Техническая база по ремонту и обслуживанию пожарной техники находится в упадочном состоянии и крайне маломощна, что приводит к выводу пожарных автомобилей из боевого расчета по техническим причинам, к отказам при следовании и работе на пожаре. Ежедневно по Московскому гарнизону находится не в расчете по техническим причинам более 40 единиц основных и специальных пожарных автомобилей.

Не в полном объеме решается задача по ремонту подъемных механизмов автомеханических лестниц и коленчатых подъемников.


При тушении пожара в здании Центрального выставочного зала "Манеж" в силу различных причин произошло 9 отказов пожарных автомобилей:
  •  АН 1 ПЧ: - течь радиатора, перегрев двигателя, невозможность работы по подаче воды;
  •  АН - 23 ПЧ: - разрушился корпус пожарного насоса ПН-40У;
  •  КП - 110 ПЧ: - отказ электроники;
  •  АЦ - 31 ПЧ: - отказ электроники в системе управления лафетным стволом;
  •  АН - 48 ПЧ: - отказ системы зажигания;
  •  АН - 14 ПЧ: неисправность коробки отбора мощности;
  •  Р2 - 31 ПЧ: в пути следования отказ системы питания;
  •  АЛ - 56 ПЧ: в пути следования отказ системы зажигания;
  •  АЦ - 51 ПЧ: в пути следования неисправность КПП;
  •  КП - 8 ПЧ: отказ электронной системы выравнивания.

  • С расширением границ города и началом его массовой застройки, а так же увеличением автопарка и транспортных потоков, существенно увеличился радиус выезда пожарных частей и время следования к месту выезда пожарных подразделений, которое составляет в среднем 15, а в отдельных частях города до 20 - 30 минут. Для решения этой проблемы в ноябре 1993 года Правительством Москвы принято постановление о строительстве в городе 47 новых пожарных частей. В настоящее время построено 22 пожарные части, то есть меньше половины из предусмотренных. В тоже время темпы строительства пожарных частей заметно снизились. Если в 1994 году было построено 12 пожарных частей, то в 1995 году - 4, введены в эксплуатацию по одной пожарной части в 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003 годах.

    Следует отметить отсталость технической оснащенности центра управления силами (ЦУС) г. Москвы. Оперативная информация, поступающая с места пожара, должным образом не протоколируется.

    Не доведена до логического завершения работа по микрофильмированию планов и карточек тушения пожаров, в тоже время не решается вопрос об их электронных вариантах. Планы и карточки тушения пожаров на пожар не вывозятся. Содержание этих документов не отвечают стоящими перед ГПС МЧС России задачам.


    На основании изложенного УГПС МЧС России г. Москвы предлагается выполнить следующие мероприятия:

    Для проведения анализа оперативно-служебной деятельности органов управления и подразделений ГУ ГОЧС г. Москвы и принятия управленческих решений, в том числе по вопросам организации службы, боевой подготовки и совершенствования организации тушения крупных пожаров шире использовать потенциал учебных и научных учреждений ГПС МЧС России.

    Пересмотреть концепцию специализированных пожарных частей с целью создания подразделений оснащенных самой современной техникой и личным составом, способным выполнять самые сложные работы с повышенным риском.

    Переработать расписание выезда гарнизона пожарной охраны г. Москвы, а также должностные инструкции должностным лицам ЦУС (ЕДДС) в которых должны найти отражение порядок передачи оперативной информации по крупным пожарам и чрезвычайным происшествиям, включая дежурную часть ГУГПС МЧС России.

    Войти с предложением в органы законодательной власти г. Москвы о порядке оповещения и привлечения на пожар руководящего состава должностных лиц правоохранительных органов и органов власти, а также аварийных служб комплекса городского хозяйства.

    В связи с недостаточной теоретической подготовкой в учебном центре, на занятиях по служебной подготовке и в школе повышения оперативного мастерства в ГУ ГОЧС г. Москвы и ГПС административных округов больше внимания уделить организации работы штаба на пожарах, теоретической подготовке по расчёту сил и средств при тушении различных видов пожаров, прогнозированию обстановки, работе насосно-рукавных систем, руководству подразделениями.

    Восстановить практику привлечения профессорско-преподавательского состава Академии ГПС МЧС России для проведения занятий в школах повышения оперативного мастерства.

    Ввести в практику привлечение курсантов Академии ГПС, допущенных к выполнению работ на пожаре в установленном порядке (резервной группы 20-30 человек), и преподавательского состава на тушение крупных пожаров.

    Дополнить оперативную информацию анализируемыми параметрами, которые позволяли бы оценить качество боевых действий подразделений по тушению пожаров, для чего проводить анализ не только прибытия первых подразделений, но и времени сосредоточения сил и средств, временных параметров локализации и ликвидации пожаров, учитывая динамику изменения площади пожара.

    Большее внимание уделить практическим занятиям. Помимо проведения плановых ПТЗ ввести в практику проверку боеготовности караула с решением простых вводных, или вводных направленных на объявление повышенного номера вызова и действий караула в условиях недостатка сил и средств.

    Переориентировать систему подготовки на практическую отработку действий личного состава с использованием 179 Спасательного центра, расположенного в городе Ногинске на регулярной основе.

    При составлении, корректировке и переработке планов и карточек тушения пожаров предусматривать выполнение их в электронном виде, составлять аксонометрические схемы пустот в зданиях и сооружениях, с указанием наиболее оптимальных мест введения пожарных стволов на тушение и защиту пустотных элементов.

    Разработать план технической переоснащения гарнизона, предусмотрев его дополнительное обеспечение коленчатыми подъемниками с мощными мониторами, замену стволов на современные, формирующие водяные струи разной дисперсности.






    -
    Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.