Программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (условное наименование ПАК «Стрелец-Мониторинг») и национальная безопасность.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
(из Доктрины информационной безопасности Российской Федерации)
Зыков В.И., профессор кафедры специальной электротехники, автоматизированных систем и связи Академии ГПС МЧС России, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, Заслуженный работник высшей школы РФ
1. ВВЕДЕНИЕ
В настоящей статье предпринята попытка обосновать недопустимость несанкционированного сопряжения радиоэлектронного оборудования различных производителей автоматизированных систем передачи извещений с пультовым оборудованием программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных, таких как параметры возгорания, угрозы и риски развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, с условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», принятым в установленном порядке на снабжение в системе МЧС России (далее – ПАК «Стрелец-Мониторинг»), по причинам нарушения требований действующего федерального законодательства, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий.
2. ПАК «СТРЕЛЕЦ-МОНИТОРИНГ» КАК ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Комплекты рабочей конструкторской документации и опытные образцы ПАК «Стрелец-Мониторинг» были разработаны ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
В соответствии с главой 77 «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 18.12.2006г. № 230-ФЗ данные разработки следует относить к единой технологии, так как они обладают следующими признаками:
- это результат научно-технической деятельности;
- они служат технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере;
- они созданы за счет средств федерального бюджета.
При этом данная единая технология является:
а) технологией специального назначения в силу того, что она составляет основу комплексов:
- ПАК «Стрелец-Мониторинг», предназначенного для мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (принят на снабжение в системе МЧС России приказом от 28.12.2009г. № 743);
- «Маяк-Спасателя», предназначенного для обнаружения места нахождения спасателя (пожарного), попавшего в критическую ситуацию при ликвидации чрезвычайных ситуаций (принят на снабжение приказом МЧС России от 19.10.2011г. № 619);
- «Регион», предназначенного для автоматизированного сбора данных о состоянии безопасности объектов различного функционального назначения, прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, оповещения персонала этих объектов и населения, контроля местонахождения сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС»;
«Радиоволна», предназначенного для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время (Указ Президента РФ от 13.11.2012г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»).
б) технологией двойного назначения, в силу того, что она служит основой для производства пультового оборудования различной комплектации под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», используемого силами гражданской обороны, к которым, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», относятся подразделения как федеральной противопожарной службы МЧС России, так и спасательные воинские формированиях МЧС России, для оповещения населения в военное время.
Права на созданную ФГБУ ВНИИПО МЧС России единую технологию в соответствии со статьей 1546 части 4 Гражданского Кодекса РФ принадлежат Российской Федерации в лице МЧС России, так как данная технология, непосредственно связанная с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации, создавалась за счет средств федерального бюджета.
Особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации в лице МЧС России, определяются Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии» от 25.12.2008г. № 284-ФЗ.
В соответствии со статьей 1547 «Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации» части 4 Гражданского кодекса право на единую технологию непосредственно связанную с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации, отчуждается лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения, незамедлительно только после того, как Российская Федерация утратит необходимость сохранения этих прав за собой.
3. ПАК «СТРЕЛЕЦ-МОНИТОРИНГ» И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2009г. № 743 ПАК «Стрелец-Мониторинг» присвоены:
- код КВТ МО Х1 Д2 0908 Г по Классификатору вооружения, военной техники и др. материальных средств Министерства обороны Российской Федерации;
- код ОКП 80 2400 007 по Общероссийскому классификатору продукции как оборудованию противопожарному специализированному, предназначенному для ведения аварийно-спасательных работ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ допускается ограничение гражданских прав физических и юридических лиц в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок установления такого ограничения регламентирован ст. 129 Гражданского Кодекса РФ.
Как оборудование противопожарное специализированное, предназначенное для ведения аварийно-спасательных работ, на которое установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и др. материальных средств Министерства обороны Российской Федерации, ПАК «Стрелец-Мониторинг» попадает в «Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992г. № 179, и поставляется за счет средств соответствующих бюджетов только в подразделения федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, имеющих круглосуточные дежурно-диспетчерские службы, в центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) и/или в единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС).
Запрещение к свободной реализации единой технологии, разработанной ФГБУ ВНИИПО МЧС России в целом, и ПАК «Стрелец-Мониторинг» в частности, обусловлена необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установлены Федеральным законом «О безопасности» от 08.12.2010г. № 390.
Понятие угрозы национальной безопасности определено в п. 6 «Стратегии национальной безопасности», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2009 года № 537.
Пункт 23 «Стратегии национальной безопасности» определяет основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации национальную оборону, государственную и общественную безопасность.
Понятие государственной безопасности, которое можно рассматривать как тождественное понятию безопасности Российской Федерации, определяется через перечень соответствующих угроз государственной безопасности в п. 37 «Стратегии национальной безопасности».
Используя названные пункты Стратегии, технологии, связанные с безопасностью Российской Федерации, можно определить как технологии, созданные в интересах обеспечения сил национальной безопасности.
Понятие «общественная безопасность» и «основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации» определены в «Концепции общественной безопасности», утвержденной Президентом Российской Федерации в ноябре 2013г.
Также Концепцией определено, что к средствам обеспечения общественной безопасности относятся технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению.
«Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2010г. № ПР-1895, одной из основных задач в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, требующих безотлагательного решения, предусматривает задачу развития и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и системы противодействия угрозам информационной безопасности, а также задачу разработки современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий.
Названная Доктрина имеет прямое отношение к ПАК «Стрелец-Мониторинг», так как радиочастоты для его разработки и использования выделены МЧС России на основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» письмом первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.11.2010г. № 205/307/1979.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» ПАК «Стрелец-Мониторинг», как радиоэлектронное средство и высокочастотное устройство МЧС России, используемое для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, подлежит регистрации в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, так как присвоение (назначение) радиочастот (радиочастотных каналов) ему осуществило Министерство обороны Российской Федерации.
Выделенные МЧС России сети связи специального назначения, присоединение к которым выделенных сетей связи и технологических сетей связи недопустимо в силу требований Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003г. № 126-ФЗ, защищены криптозащищенными протоколами, что крайне актуально, так как по данным сетям связи в подразделения ФПС МЧС России и ЦУКС поступают извещения о пожарах с объектов, отнесенных распоряжениями Правительства РФ от 25.04.2005г. № 477-рс и от 31.12.2004г. № 1742-рс к категории объектов критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия России, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения ФПС МЧС России, а также осуществляется оповещение населения о чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени.
(примечание:
криптозащищенный радиоканал – канал радиосвязи, состоящий из радиопередатчика, линии радиосвязи и радиоприемника, обеспечивающий в совокупности надежность передачи информации (сигнала, извещения) и гарантированную стойкость и защиту от перехвата, блокирования, внесения заведомо ложной информации (сигнала, извещения) и т.д.
криптозащищенный протокол – программный (аппаратно-программный) алгоритм (код), обеспечивающий возможность функционирования формирующего, каналообразующего и приемо-передающего оборудования в закрытом режиме).
Следует отметить, что обладание криптозащищенными протоколами дает возможность подключиться к криптозащищенному радиоканалу и:
- внедрить в ПАК «Стрелец-Мониторинг» и его программное обеспечение компоненты, реализующие функции, не предусмотренные документацией на ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- уничтожить, повредить, осуществить радиоэлектронное подавление радиоканала, предназначенного для функционирования ПАК «Стрелец-Мониторинг», разрушить систему обработки информации;
- воздействовать на парольно-ключевые системы защиты автоматизированной системы обработки и передачи информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- компрометировать ключи и средства криптографической защиты информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- внедрить электронные устройства для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- перехватить информацию в сетях передачи данных ПАК «Стрелец-Мониторинг», дешифровать эту информацию и навязать ложную информацию;
- осуществить несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных ПАК «Стрелец-Мониторинг».
Необходимо обратить внимание на Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению информационной безопасности российской федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008г. № 351, который не допускает в целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации подключать информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и средства вычислительной техники, применяемые для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к международной компьютерной сети "Интернет".
4. ПАК «СТРЕЛЕЦ-МОНИТОРИНГ» И ЕГО СОВМЕСТИМОСТЬ С РАЗЛИЧНЫМ РАДИОЭЛЕКТРОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
С 01.01.2014г. вступил в силу ГОСТ 53325 - 2012 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования», утвержденный приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 года № 1028-ст, разделом 9 которого четко регламентировано, что система передачи извещения о пожаре включает в себя приборы объектовые оконечные, ретрансляторы и приборы пультовые оконечные.
По физической реализации линий связи между приборами объектовыми оконечными (ПОО), ретрансляторами (РТР) и приборами пультовыми оконечными (ППО) системы передачи извещений о пожаре (СПИ) подразделяют на:
- проводные;
- радиоканальные;
- оптиковолоконные;
- комбинированные;
- иные.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009г. № 241 (последняя редакция от 28.01.2013г.) системы передачи извещений о пожарах подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года, а в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009г. № 304-р (последняя редакция от 20.01.2011г.) ГОСТ 53325 является обязательным для исполнения как национальный стандарт, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года.
Таким образом, СПИ различных производителей являются самостоятельными системами передачи извещений, предназначенными для физической реализации линий связи между приборами объектовыми оконечными, ретрансляторами и приборами пультовыми оконечными.
Сертификации СПИ должна производится производителями СПИ в указанной комплектации в соответствии со статьей 147 «Порядок проведения сертификации» Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ в органах по сертификации системы ГОСТ Р или системы сертификации соответствия Техническому регламенту «О требованиях пожарной безопасности» после проведения испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с ГОСТ 53325-2012.
Прохождение процедуры сертификации подтверждается сертификатом соответствия.
Из вышесказанного однозначно следует вывод, что СПИ одного производителя не может являться промежуточным звеном, обеспечивающим передачу извещения о пожаре от объекта защиты на пультовое оборудование СПИ другого производителя.
На все СПИ по Общероссийскому классификатору продукции присваиваются коды:
437251 - Системы передачи извещений о проникновении и пожаре, работающие по линиям телефонной сети.
437252 - Системы передачи извещений о проникновении и пожаре, работающие по прочим линиям связи.
Любая из перечисленных СПИ может быть принята на снабжение в системе МЧС России при условии:
- наличия сертификата соответствия требованиям ГОСТ 53325-2012;
- проведения обязательных государственных или приравненных к ним испытаний на соответствие техническим характеристикам, изложенным в приложении 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009г. № 743, в порядке определенным приказом МЧС России от 30.07.1999г. № 414 (в редакции приказа от 03.11.2001г. № 663).
В системе МЧС России приказом от 28.12.2009г. № 743 на снабжение принят программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях с условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг».
В соответствии с приложением 2 к названному приказу программно-аппаратному комплексу присвоены:
- код КВТ МО Х1 Д2 0908 Г по Классификатору вооружения, военной техники и др. материальных средств Министерства обороны Российской Федерации;
- код ОКП 80 2400 007 по Общероссийскому классификатору продукции присвоен ПАК «Стрелец-Мониторинг» как оборудованию противопожарному специализированному, предназначенному для ведения аварийно-спасательных работ.
Приборы объектовые оконечные (объектовые станции) физически реализующие линии связи с ретранслятором и пультовой станцией (пультовое оборудование) ПАК «Стрелец-Мониторинг» на снабжение в системе МЧС России не принимались.
Требования к объектовым станциям, позволяющим выводить тревожные сигналы по различным каналам связи от объектов защиты на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России и ЦУКС, определены в технических условиях на ПАК «Стрелец-Мониторинг» (ТУ 4372-119-220725-2009), согласованных ФГБУ ВНИИПО МЧС России в соответствии с пунктом 2.2. и 2.3. Устава ФГБУ ВНИИПО МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 12.07.2011 № 361.
Объектовые станции, позволяющие выводить тревожные сигналы по различным каналам связи от объектов защиты на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России и ЦУКС, могут быть любых производителей, при условии наличия сертификатов системы ГОСТ Р и системы сертификации соответствия Техническому регламенту «О требованиях пожарной безопасности».
Совместимость объектовых станций с пультовой станцией ПАК «Стрелец-Мониторинг» должна подтверждаться в ходе проведения обязательных государственных или приравненных к ним испытаний на соответствие техническим характеристикам, изложенным в приложении 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009г. № 743, в порядке предусмотренным приказом МЧС России от 30.07.1999 №414, от 03.11.2011 №663.
В соответствии с ТУ на ПАК «Стрелец-Мониторинг» основным каналом передачи извещений в ПАК «Стрелец-Мониторинг» является радиоканал на выделенных для МЧС России частотах в диапазоне 146-174 МГц, 403-470 МГц. Кроме того, каналами передачи извещений в ПАК С-М являются:
- проводной канал (ТЛФ);
- канал операторов сотовой связи (GSM);
- интернет-канал (Ethernet).
Подключение и взаимодействие по вышеуказанным каналам производится с использованием открытых протоколов обмена: Contact-ID, «Аргус-Т», Data-CSD. Причем протокол «Аргус-Т» предоставляется разработчиком (производителем) бесплатно (см. условия предоставления протокола С-М Интегратор), а протоколы Contact-ID, Data-CSD являются свободно распространяемыми (в сети Интернет).
Подключение и взаимодействие оборудования сторонних производителей с ПАК «Стрелец-Мониторинг» осуществляется через открытый протокол обмена «С-М Интегратор», который выдается по запросу после заключения безвозмездного договора о соблюдении конфиденциальности разработчиком (производителем) ПАК «Стрелец-Мониторинг».
К объектовым станциям, позволяющим выводить тревожные сигналы на ПАК «Стрелец-Мониторинг», могут подключаться приборы приемно-контрольные пожарные и охранно-пожарные любых производителей, имеющих на выпускаемую продукцию сертификаты системы ГОСТ Р и системы сертификации соответствия Техническому регламенту «О требованиях пожарной безопасности». Проведение каких-либо государственных, или приравненных к ним испытаний на техническую совместимость приборов приемно-контрольных пожарных и охранно-пожарных ни с объектовыми станциями, ни с ПАК «Стрелец-Мониторинг» не требуется.
5. СПОСОБЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ПАК «СТРЕЛЕЦ-МОНИТОРИНГ», ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ, РАЗРАБОТАННЫЕ ФГБУ ВНИИПО МЧС РОССИИ
При рассмотрении вопроса о выборе канала связи для передачи тревожного сигнала от объектов защиты на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России и ЦУКС, следует исходить из полномочий МЧС России, определенных подпунктом 14 пункта 9 «Положения о МЧС России», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. № 868, на разработку и установление своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательных требований в области технического регулирования к оборонной продукции, поставляемой для спасательных формирований, подразделений и частей федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции).
Реализуя названное полномочие, МЧС России в своих нормативных документах, в том числе изданных совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, определило соответствующие требования к ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе требования к техническим характеристикам оборудования, используемого для передачи извещений о пожарах с объектов защиты в пожарные части ФПС МЧС России, к средствам, способом и порядку его подключения к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленному в подразделениях ФПС МЧС России.
Издание МЧС России данных нормативных актов и документов технического характера было необходимо и в силу того, что:
- всю ответственность за прохождение сигнала о пожаре, за его достоверность и своевременность реагирования, несет МЧС России в лице входящих в его структуру подразделений ФПС МЧС России, эксплуатирующих ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
- ПАК «Стрелец-Мониторинг» предназначен для эксплуатации не только в мирное, но и военное время, в том числе и как система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
- федеральное законодательство содержит требования обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, в том числе и для МЧС России, при принятии на вооружение (снабжение) и в ходе дальнейшей эксплуатации вооружения, военной техники и другой специализированной техники.
Соответственно, игнорирование технических характеристик ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе и технических характеристик, предъявляемых МЧС России к оборудованию, используемому для передачи извещений о пожарах с объектов защиты в подразделения ФПС МЧС России и ЦУКС, а также требований по способу и порядку его подключения к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» не допустимо не только со стороны организаций, входящих в структуру МЧС России, но и со стороны органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также различных некоммерческих и коммерческих организаций.
На Рис. показаны способы подключения к ПАК «Стрелец-Мониторинг» по различным типам каналов.
Расшифровка сокращений:
АПС – автоматическая пожарная сигнализация;
ПАК С-М – программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг»;
ОС – объектовая станция (объектовый блок);
РПМ – радиоприемопередающий модуль, устанавливаемый в подразделении МЧС России;
ОБ 1…ОБ К – объект защиты.
Рис. Подключение к ПАК Стрелец-Мониторинг по различным каналам связи
Подключение и взаимодействие оборудования сторонних производителей с ПАК С-М осуществляется через открытый протокол обмена «С-М Интегратор», который выдается по запросу после заключения безвозмездного договора о соблюдении конфиденциальности разработчиком (производителем) ПАК С-М.
Разрабатывать ОС и РПМ и производить их может любая организация.
Для включения РПМ Производителя в состав ПАК С-М, утвержденный приказом МЧС России от 28.12.2009 №743, необходимо провести организационные и технические мероприятия, предусмотренные приказом МЧС России от 30.07.1999г. №414, от 03.11.2011г. №663.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПАК «Стрелец-Мониторинг» разрабатывался в интересах МЧС России и функционирует в сфере действия ведомственной системы обеспечения безопасности информации.
Подтверждение возможности технической совместимости радиоэлектронных средств передачи извещений о пожаре от систем охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации гражданских объектов с ПАК «Стрелец-Мониторинг» осуществляется путем проведения государственной комиссией государственных приемочных испытаний.
Передача криптозащищенных протоколов для трансляции сигнала о пожаре по специально выделенному радиоканалу от объектового оборудования на пультовое оборудование и обратно (при необходимости) со стороны МЧС России, подведомственных МЧС России организаций и подразделений хозяйствующим субъектам, планирующим изготавливать (производить) объектовое и (или) пультовое оборудование, не требуется, так как вышеуказанные протоколы выбираются производителями самостоятельно.
Кроме того, бесконтрольная передача третьим лицам криптозащищенных протоколов для трансляции сигнала о пожаре по специально выделенному радиоканалу от объектового оборудования и обратно может привести к появлению эффекта под условным наименованием «электронная бомба», т.е. возможности вмешательства в алгоритмы функционирования и в передаваемую информацию, что, в свою очередь, приведет к возникновению некорректного (ложного) реагирования на сообщения или отсутствие реагирования на них.
Данные выводы не принадлежат автору настоящей статьи, а содержаться в письмах ДНДиПР МЧС России от 08.06.2014г. № 19-1-7-2286 и от 17 июня 2014г. № 19-1-6-2487.