Труд пожарных: кто и как его охраняет?
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) профессия пожарного относится к одной из самых опасных. В условиях реального пожара огнеборцам приходится сталкиваться с угрозой взрыва, обрушения несущих конструкций, воздействия отравляющих веществ, поражения электротоком и с другими опасными факторами, которые могут привести и, к сожалению, приводят к телесным повреждениям, увечьям отравлениям, радиационному облучению и даже к гибели.
Примеров гибели пожарных в процессе тушения пожаров немало. Вот только последние из них. В марте 2010 г. на пожаре погиб начальник службы пожаротушения ГУ ГО и ЧС г. Москвы полковник внутренней службы Е. Чернышов. Ему Указом Президента РФ посмертно присвоено звание «Герой России». 16 июля 2010 г. при тушении пожара во Всероссийком художественно-научном реставрационном центре им. академика Грабаря в Москве погибли двое пожарных. При тушении лесного пожара 29 мая 2010 г. погиб командир отделения пожарной части № 41 по охране Каширского района Воронежской области 56-летний В. Галкин.
Как же обстоят дела с безопасностью пожарных в процессе трудовой деятельности? Проанализируем ситуацию с охраной труда пожарных и лиц, принимающих участие в тушении пожаров.
КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА...
Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» в Российской Федерации существуют пять видов пожарной охраны:
1) государственная противопожарная служба, которая включает в себя состоящих на определенных штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава Федеральной противопожарной службы; военнослужащих Федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники);
2) ведомственная пожарная охрана, которая имеется в ряде федеральных органов исполнительной власти и на множестве предприятий различных отраслей экономики;
3) муниципальная пожарная охрана;
4) частная пожарная охрана;
5) добровольная пожарная охрана.
Есть еще свыше 1900 пожарно-химических станций и других пожарных подразделений, которые призваны обеспечивать тушение лесных пожаров, а также горно-спасательные части, осуществляющие тушение пожаров на подземных объектах. Статус последних в Федеральном законе «О пожарной безопасности» четко не определен, так как эти структуры функционируют самостоятельно и финансируются из разных источников.
Вместе с тем риски (опасные факторы) пожаров общие для всех участников тушения, независимо от их ведомственной принадлежности и источников финансирования. Законодательно закреплен принцип единоначалия в руководстве тушением пожаров (что вполне обосновано и ни у кого не вызывает сомнения). Поэтому должны быть едиными и требования охраны труда пожарных.
Действительно, будет абсурдом, если, например, в подразделении ведомственной пожарной охраны ОАО «Газпром» станут руководствоваться одним набором мер безопасности, пожарные поисково-спасательной службы аэропорта «Внуково» - другими, пожарные системы МЧС России - третьими, частной пожарной команды - четвертыми, лесники - пятыми и т. д. Что получилось бы, если бы каждый командир на месте пожара руководствовался бы своим уставом, инструкциями и правилами по охране труда?
Итак, представляется, что Правила охраны труда для пожарных должны быть едиными, а точнее, по существующей градации нормативных правовых актов по охране труда, - межотраслевыми. Они должны быть обязательными к исполнению всеми работниками пожарной охраны или лицами, которые на определенных условиях привлекаются к тушению пожаров. Это добровольные пожарные, члены нештатных противопожарных формирований, которые имеются на предприятиях различных отраслей экономики; лица (безработные), привлекаемые для выполнения общественных работ, в том числе для тушения лесных, торфяных и иных природных пожаров; население, привлекаемое органами местного самоуправления к тушению лесных и иных пожаров.
Но на практике этого не происходит. Зачастую многие вопросы охраны труда и безопасности вообще остаются за кадром.
В настоящее время на федеральном уровне действуют «Правила по охране труда в подразделениях противопожарной службы ГПС МЧС России» (ПОТ РО-2002), которые введены в действие приказом МЧС России от 31.12.02 № 630 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.03, № 4176).
Указанный документ в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (введены в действие постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) является нормативным правовым актом, требования которого обязательны для исполнения личным составом только одного вида пожарной охраны - Государственной противопожарной службы (ГПС). Иными словами, указанные ПОТ РО-2002 относятся к категории отраслевых правил по охране труда.
А чем же должны руководствоваться на пожаре пожарные и их руководители остальных четырех видов пожарной охраны? Большой вопрос.
Вот и получается, что, осуществляя совместные действия по тушению пожара или ликвидации ЧС, пожарные ГПС МЧС России должны соблюдать определенный набор требований охраны труда, установленный ведомственным приказом. В то же время пожарные других видов пожарной охраны могут их выполнять, а могут и игнорировать.
Не потому ли на практике иногда можно наблюдать ситуацию, когда пожарные, не входящие в структуру ГПС, не идут на разумный и оправданный риск, не проявляют самоотверженности при тушении пожаров, а стремятся отсидеться, как говорится, «в засаде», под маркой угрозы для жизни и здоровья, не тушить пожар, а имитировать действия по его тушению? Такое положение в ряде случаев приводит к тому, что личный состав частной пожарной охраны, других ее видов на реальном пожаре действует пассивно, тушит огонь с расстояния «по дыму», а заканчивается тушение пожара полным выгоранием объекта.
УСЛОВНО ЛЕГИТИМНЫ
В самой ГПС с правовой точки зрения в организации работ по охране труда имеются серьезные проблемы. Напомним, что ПОТ РО-2002 введены в действие приказом МЧС России более семи лет назад. В постановлении Правительства РФ от 23.05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
В этом же постановлении сказано, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия».
Почему же все эти требования не выполняются в сфере охраны труда пожарных? В России серьезным образом изменилась законодательная и нормативная правовая база: с мая 2009 г. вступил в силу «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 23.07.08 № 123-ФЗ). Появились новые своды правил и национальные стандарты в этой сфере, а Правила по охране труда в подразделениях противо-пожарной службы ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002) остались старыми. К тому же они существуют более пяти лет, и повторно срок их действия не продлевался. Значит, они не в полной мере легитимны.
24 июля 2008 г. министром МЧС России генералом армии С. Шойгу был утвержден «План-график формирования нормативных документов по пожарной безопасности, направленных на реализацию положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"» (рег. № 2-4-50-38-19 от 24.07.08). В п. 2.17 этого Плана-графика предусматривалась подготовка Свода правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны. Вероятно, имелась в виду подготовка межотраслевых правил по охране труда, как того требует постановление Правительства РФ от 23.05.00 № 399. Свод правил по охране труда должен был появиться в конце 2008 г., однако по непонятным причинам этого не произошло. И неизвестно, когда вопрос охраны труда различных категорий пожарных будет полностью урегулирован на государственном уровне.
Этим летом почти вся страна полыхала в огне лесных и торфяных пожаров, ликвидация которых сопряжена с огромным риском для всех участников тушения пожара. В ПОТ РО-2002 всего три пункта общего характера регламентируют требования охраны труда при ликвидации таких пожаров, чего явно недостаточно.
В последнее время для ликвидации различных пожаров стали часто использовать вертолеты и самолеты, которые со значительной высоты сбрасывают вниз громадные массы воды. Какие меры безопасности должен соблюдать пожарный, находящийся на пожаре при сбросе на голову нескольких тонн воды? Эти и многие другие вопросы обеспечения безопасности и охраны труда пожарных остались за рамками ПОТ РО.
НЕ РОСКОШЬ, А ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Еще один аспект, непосредственно затрагивающий вопрос безопасности пожарных, - это средства индивидуальной защиты. Безопасность пожарных при тушении пожаров и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, наряду со специальными правилами и приемами, обеспечивается еще и надежными, эффективными и удобными в работе СИЗ. К таким СИЗ относятся боевая одежда пожарного, средства защиты головы, пожарный пояс, специальная обувь, аппараты защиты органов дыхания и др. Именно СИЗ должны защитить пожарного и спасателя от опасных факторов пожара, под воздействием которых им приходится осуществлять свою деятельность на месте пожара или ЧС.
Однако и здесь вопросов больше, чем ответов. Необходим нормативный правовой акт, который регламентировал бы нормы бесплатной выдачи пожарным сертифицированных СИЗ и был бы согласован с Минздравсоцразвития России. Без такого документа у учредителей пожарной охраны нет единого подхода к тому, какие виды СИЗ и сколько выдавать пожарным. Отсутствуют правовые основания к тому, чтобы обеспечивать СИЗ бесплатно и относить затраты на их приобретение на себестоимость продукции, работ и услуг. Иными словами, без документа можно выдавать пожарным все, что угодно, но только... за счет чистой прибыли, т.е. после уплаты налога на прибыль (а это ни много ни мало 20 %). Собственникам и учредителям пожарной ' охраны это невыгодно, они всячески стараются экономить на СИЗ, закупать что подешевле.
Еще 13 февраля 2003 г. заместитель министра МЧС России Р. Цаликов официально заявил о том, что в МЧС России планируется разработка единых требований в части экипировки и сроков носки специальной одежды для работников пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин.
Прошло семь лет, однако ничего не изменилось. Минтруд России постановлением от 12.02.04 №12 утвердил Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных видов специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу МЧС России. Однако этот документ носит внутриведомственный характер, не распространяется на работников других видов пожарной охраны - частной, муниципальной, ведомственной, добровольной. Точной численности их состава практически никто не знает (по некоторым данным их свыше 17 тыс.).
Недавно на наш очередной запрос мы получили ответ следующего содержания: «МЧС России подготовлены и в установленном порядке направлены в Минздрав-соцразвития России изменения в постановление Минтруда России от 12.02.04 № 12 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных видов специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу МЧС России".
Единые требования по экипировке работников ведомственной, муниципальной и добровольной пожарной охраны установлены постановлением Минтруда России от 12.02.04.
Согласно Федеральному закону от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" штатные лесопожарные подразделения и пожарно-химические станции не относятся ни к одному из видов пожарной охраны.
Нормы снабжения лиц, привлекаемых к тушению лесных пожаров, согласованы МЧС России и изложены в приказе Минсельхоза России от 22.12.08 № 549 "Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов"».
Ответ, мягко говоря, вызвал недоумение. О том, какие нормативы по СИЗ должны быть у работников частной и иных видов пожарной охраны, в МЧС России по непонятным причинам умолчали. А нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов не являются нормативом по СИЗ для работников и населения, привлекаемых к тушению лесных пожаров. Это абсолютно разные вещи, и то, что МЧС России согласовало эти нормы без консультаций и согласования с Минздравсоцразвития России, как это положено по закону, убеждает, что данные нормы не имеют никакого отношения к вопросам охраны труда людей, привлекаемых для тушения лесных пожаров.
КОГДА ОЦЕНИМ САМООТВЕРЖЕННОСТЬ?
Чем больше погружаемся в проблемы охраны труда различных категорий пожарных, тем очевиднее становится, что такое сложное положение во многом обусловлено наличием различных видов пожарной охраны, их ведомственной разобщенностью. Следствием этого является и то, что в стране отсутствует правдоподобная статистика гибели и травмирования пожарных. Необходимо, видимо, сказать и о недостаточном контроле за деятельностью МЧС России и подведомственных ему структур по исполнению трудового законодательства со стороны профсоюза работников государственных учреждений, федеральной инспекции труда и региональных отделений Фонда социального страхования РФ.
Не потому ли Государственная противопожарная служба (код по ОКВЭД 75.25.1) по виду экономической деятельности отнесена к самому низкому классу профессионального риска - к 1-му из имеющихся 32-х классов!? Например, шахтеры относятся к 32-му классу профессионального риска, машинисты метрополитена - к 7-му классу. Пожарные приравнены к офисным работникам, бухгалтерам и другим категориям работников, труд которых содержит минимальный уровень риска!
При этом необходимо подчеркнуть, что требования Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» распространяются только на одну группу личного состава ГПС - на работников. А военнослужащие и сотрудники ГПС по вопросам социального страхования и социальной защиты вообще исключены из этого списка и руководствуются федеральными законами «О военной службе и статусе военнослужащих» и «О милиции» и соответствующими Положениями о службе.
Неужели в этом проявляется стремление сэкономить на жизни и здоровье пожарных? Дело в том, что согласно Правилам (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.05 № 713) все виды экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска дифференцируются по группам. Правилами установлены особые условия для отнесения бюджетных учреждений к классам профессионального риска.
Бюджетные учреждения, в том числе пожарные подразделения ГПС МЧС России, полностью финансируемые за счет бюджетов, в части установления страхового тарифа относятся к 1-му классу профессионального риска, что оказывает существенное влияние на размеры страховых платежей.
На наш взгляд, пора признать алогичность ситуации, при которой отнесение к классу профессионального риска осуществляется не в зависимости от принадлежности работника к той или иной профессии, без учета сопряженных с профессиональной деятельностью рисков, а исходя из осуществления страхователем того или иного вида экономической деятельности. Застрахованный и работодатель при этом руководствуются не осознанием опасности повреждения здоровья или смерти при выполнении работником обязанностей по трудовому договору или в других установленных законом случаях, а уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и расходами на обеспечение по страхованию, сложившимися по видам экономической деятельности страхователей.
Что же получается? Несчастные случаи с военнослужащими и сотрудниками ГПС не учитываются Фондом социального страхования РФ, Росстатом и Рострудом, а в итоге мы имеем неполную картину гибели пожарных, причинения ущерба здоровья пожарным в процессе исполнения ими трудовых (служебных) обязанностей.
Трудно не понять, что низкий страховой тариф для пожарных, содержащихся за счет бюджетных средств, - это самое банальное желание сэкономить, т.е. меньше заплатить в Фонд социального страхования РФ. Но при этом риски у пожарных все равно остаются высокими, а это, в свою очередь, приводит к тому, что Фонд социального страхования РФ должен покрывать расходы на лечение пострадавших, на оказание помощи ставшим нетрудоспособными или расходы в связи с гибелью пожарных за счет средств предприятий других отраслей экономики.
Полагаем, что социальное страхование пожарных различных видов пожарной охраны и классы их профессионального риска должны быть скорректированы. Пожарные по классу риска не должны стоять на одном уровне с бухгалтерами и менеджерами. Пожарные всех видов пожарной охраны должны быть отнесены к одному классу пожарного риска.
Проблем в сфере охраны труда и социального страхования пожарных много, они разноплановы, и все требуют решения. Нельзя и дальше героизмом и самоотверженностью пожарных покрывать прорехи в нормативном регулировании и организации работы по охране труда личного состава.
В этом направлении нужна системная и целенаправленная работа, началом которой должно стать признание профессии пожарного «сквозной». Необходимо, чтобы в МЧС России были разработаны новые межотраслевые Правила охраны труда для личного состава всех видов пожарной охраны. А утвердить их должно не МЧС России, а Минздравсоцразвития России, которому такое право предоставлено в соответствии с действующим законодательством и подзаконными нормативными актами. Должны быть также разработаны и утверждены в установленном порядке типовые нормы по оснащению пожарных сертифицированными СИЗ. Наши защитники от огня нуждаются в надежной защите.
А. ТУДОС, шеф-редактор журнала "Охрана труда и социальное страхование" №10 2010 г.