О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Все... Защитная одежда Огнетушители Защита дыхания Пожарная техника (ПТВ) Пожарная автоматика ГПС МЧС
СОДЕРЖАНИЕ  


Научные разработки в области обеспечения охраны труда, сокращения гибели и травматизма личного состава ГПС...

здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

"Научные разработки в области обеспечения охраны труда, сокращения гибели и травматизма личного состава Государственной противопожарной службы при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"/



Начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России генерал-майор внутренней службы, д.т.н., профессор Н.П. Копылов





В 1926 г. решением Народного комиссариата труда России профессия пожарного была включена в высшую категорию по степени вредности и опасности наряду с такими видами труда, как производство взрывчатых веществ, добыча каменного угля, кессонные работы, медноплавильное производство, производство свинцовых белил, удушающих веществ и т.д. С тех пор многое изменилось, труд пожарного в современных условиях стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее.

Государственная противопожарная служба относится к числу тех немногих служб, высокая потребность в которой сохраняется независимо от политических и социально-экономических реформ и преобразований. При выполнении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий аварий на личный состав ГПС действует группа опасных и вредных факторов. Всего стандартом ССБТ ГОСТ 12.0.003-74 "Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" установлено четыре группы таких факторов:
  •  физические факторы;
  •  химические факторы;
  •  биологические факторы;
  •  психофизиологические факторы.

  • Статистические данные свидетельствуют, что на пожарах за один год погибают 13-15 сотрудников ГПС. Иллюстрацией опасности утраты здоровья, и даже смерти сотрудников ГПС могут служить следующие цифры.

    Ежегодно, из 1000 человек личного состава инвалидами становится четыре сотрудника ГПС. Основными причинами выхода сотрудников пожарной охраны на инвалидность являются болезни системы органов дыхания, кровообращения, нервно-психические болезни, травмы. Среди причин смертности сотрудников почти половина (45%) - несчастные случаи. Далее следуют болезни системы кровообращения -22%; онкология -5%. Средние трудопотери по причине заболеваемости составляют 900 дней в год на 1000 сотрудников. На 100 сотрудников ГПС фиксируется до 70 случаев заболеваемости в год.

    Для сравнения приведем некоторые зарубежные данные о гибели и травматизме пожарных, а также о соответствующих льготах и компенсациях. В США ежегодно погибают 40-50 пожарных, причем более чем в 50 % случаев причиной смерти являются сердечные приступы, вызванные стрессовыми ситуациями. Семья погибшего на службе пожарного в США получает денежную компенсацию в размере 250-300 тыс. долларов. Во время исполнения служебных обязанностей более 100 тыс. пожарных ежегодно получают травмы, что составляет примерно 10 % от общей численности пожарных. Более 50 % всех травм пожарные получают во время тушения пожаров. Основными видами травм являются вывихи и растяжения (27,7 %); раны, порезы, кровотечения и ушибы (24,2 %); отравления при вдыхании дыма или газа (14,4%); ожоги (11,2 %).

    Усилия ГПС МЧС России в 2003 году были направлены на реализацию Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 630 "Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО 01 -2002)".

    Несмотря на принимаемые меры, обстановка с гибелью и травмированием личного состава ГПС остается напряженной.

    На рис. 1 приведена динамика несчастных случаев с личным составом ГПС отдельно на пожарах и на службе. Как видно из рис. 1 наблюдается увеличение несчастных случаев на службе при некоторой стабильности количества несчастных случаев на пожарах.

    Рис.1 Динамика несчастных случаев с личным составом ГПС в 1999 - 2003 гг.


    Основными причинами, способствовавшими гибели и травмированию личного состава ГПС в 2003 году, явились (Рис. 2-3): обрушение конструкций - 8 случаев (3 сотрудника погибло, 6 человек получили травмы), вспышка и выброс пламени - 7 случаев (гибель личного состава не допущена, 15 человек получили травмы), отравление продуктами горения - 5 случаев (3 сотрудника погибло, 2 человека получили отравление продуктами горения), взрыв газовых баллонов - 4 случая (2 сотрудника погибло, 6 человек получили травмы), падение с высоты - 6 случаев (гибель личного состава не допущена, 6 человек получили травмы). Остаются высокими показатели гибели и травмирования личного состава ГПС при дорожно-транспортных происшествиях, в результате которых в 2003 году погибло - 8, травмы различной степени тяжести получили - 23 сотрудника и работника ГПС МЧС России.

    Рис. 2 Структура причин травматизма личного состава ГПС в 2003 году

    Рис. 3 Структура гибели сотрудников ГПС в 2003 году


    Кроме того, гибель и травмирование личного состава допущена в результате:
  •  несоблюдения правил охраны труда личным составом дежурных караулов при проведении разведки на пожарах, при тушении пожаров;
  •  недостаточной видимости при выполнении работ по тушению пожара и проведении специальных работ;
  •  сильной задымленности при тушении пожаров в закрытых помещениях;
  •  личной неосторожности пострадавших при тушении пожаров, проведении специальных работ, занятий по ПСП и на хозяйственных работах;
  •  отсутствия контроля со стороны руководителей за действиями подчиненного личного состава;
  •  нарушения правил охраны труда при работе с пожарной техникой и пожарно-техническим оборудованием, при проведении технического обслуживания;
  •  нарушения правил безопасности при эксплуатации транспортных средств;
  •  неосторожности при проведении спортивных мероприятий.

  • Снижению уровня травматизма и смертности личного состава ГПС может способствовать следующий комплекс мероприятий:
  •  внедрение в практику современных высокоэффективных способов тушения пожаров, более совершенного пожарно-технического вооружения, специальной защитной одежды пожарных, надежных средств индивидуальной защиты органов дыхания, а также современных средств оперативной связи;
  •  создание условий для снижения некомплекта и текучести кадров, притока молодых кадров на службу в ГПС;
  •  строгий отбор сотрудников для службы в ГПС с учетом психологических факторов;
  •  увеличение объема приема курсантов (слушателей) в высшие и средние учебные заведения пожарно-технического профиля (статистика свидетельствует, что 58 % должностей в ГПС замещено специалистами из народного хозяйства, которые не обладают соответствующими навыками и знаниями по специфике работы);
  •  включение вопросов обеспечения личной безопасности в программу боевой и физической подготовки;
  •  психопрофилактика стрессов;
  •  радикальные меры по замене изношенного парка пожарных автомобилей, средств индивидуальной защиты органов дыхания пожарных, средств связи, ремонту и обновлению объектов пожарной охраны;
  •  обеспечение надежной телефонной или радиосвязи между населенными пунктами и оперативными подразделениями пожарной охраны.

  • Знания о пожаре необходимы всем от рядового бойца до РТП.

    Любой пожар при свободном горении может быть разделен на четыре фазы: I - начальную, II - развивающегося пожара, III - развитого пожара и IV - затухающего пожара (рис. 4)

    Рис. 4. Фазы развития пожара


    Каждая из названных фаз характеризуется определенной продолжительностью и температурами.

    Начальная фаза развития пожара характерна нарастанием площади горения, постепенным увеличением температуры, выделением продуктов разложения и дымообразованием.

    Вторая фаза развития пожара характеризуется дальнейшим увеличением площади горения, нарастанием температуры до величин равных температуре воспламенения горючих веществ, находящихся в здании. При достижении этой температуры все горючие вещества, находящиеся в здании или помещении воспламеняются, площадь поверхности горения и температура среды достигают максимальных значений, вторая фаза развивающегося пожара переходит в третью фазу развитого пожара.

    Третья фаза характеризуется относительной стабилизацией газообмена, скорости выгорания веществ и температур среды. Продолжительность третьей стадии пожара зависит от удельной загрузки помещений горючими веществами. Чем больше удельная загрузка горючими веществами, тем больше продолжительность свободного горения на пожаре, тем опаснее воздействие пожарной нагрузки на строительные конструкции, технологическое и инженерное оборудование зданий.

    По мере выгорания горючих веществ площадь поверхности горения уменьшается, уменьшается и количество теплоты, выделяющейся на пожаре, наступает последняя фаза затухающего пожара, характерна снижением температуры среды и поверхности конструкции. В этот период сохраняется опасность обрушения отдельных конструкций.

    В настоящее время проведенные исследования по моделированию пожаров позволяют определить минимальную продолжительность начальной стадии пожара в зависимости от высоты и объема помещения, количества пожарной нагрузки. Следует отличать, что вероятность перехода начальной стадии пожара в объемный через "общую вспышку" (в этом случае время будет минимальным, но часто наступает гибель пожарных) зависит в сильной степени от объема помещения и состояния проемов (открыты, закрыты).

    На рис. 5 при полностью закрытых проемах на момент возникновения пожара при объемах помещения V 400 м3 вероятность возникновения "общей вспышки" равна 0, а при объемах V 104 м3 эта вероятность составит 0,5.

    Рис. 5 Вероятность возникновения "вспышки" в зависимости от объема помещения и фактора проемности


    Следует принимать во внимание, что в помещении с объемом V 400 м3 при закрытых проемах "общей вспышки" не будет, но стоит только открыть проем (дверь, окно) как вероятность наступления "общей вспышки" возрастет до 0,9.

    Возможность наступления "общей вспышки" при пожаре известна, тем не менее, хотелось бы еще раз обратить внимание на соблюдение мер безопасности пожарными при вскрытии проемов.

    Следует также иметь ввиду, что в начальной стадии пожара (также как и при локальных пожарах) возможна локальная потеря огнестойкости конструкций, а, следовательно, и их обрушение. Это зависит от продолжительности начальной стадии пожара (локального пожара), высоты помещения, площади очага пожара, характеристик пожарной нагрузки и предела огнестойкости соответствующей конструкции.

    В настоящее время получены номограммы, позволяющие прогнозировать возможное время потери огнестойкости конструкции в зависимости от перечисленных параметров. Это также необходимо учитывать при разработке активных средств тушения.

    В качестве примера представлена таблица 1, в которой показаны значения критического времени потери огнестойкости конструкций покрытий в начальной стадии пожара при горении твердых сгораемых материалов. Видно, что время потери огнестойкости в отдельных случаях наступает в три раза быстрее декларированного предела огнестойкости.


    Табл. 1. Значения критического времени до потери огнестойкости конструкций покрытий в начальной стадии пожара при горении твердых сгораемых материалов


    Как указывалось выше одной из причин гибели людей при пожарах являются взрывы газовоздушных смесей.

    По статистическим данным количество пожаров со взрывами газовых баллонов, сопровождающихся травмами и гибелью людей, составляет более 18 % от общего количества несчастных случаев, происшедших при ведении боевых действий при тушении пожаров, 45 % от числа погибших на пожаре сотрудников ГПС МЧС России связано с ситуациями с образованием горючих газопаровоздушных смесей.

    Данные о пожарах на объектах с наличием газовых баллонов приведены на рис. 7-9.

    При пожарах на объектах с наличием баллонов с газами, помимо основных факторов пожара (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и т.д.), как правило, проявляются вторичные факторы:
  •  тепловое излучение;
  •  осколки и детали разорвавшихся баллонов;
  •  волна сжатия, образующаяся при взрыве баллона и влекущая за собой разрушение зданий или отдельных их частей, загромождение дорог и подъездов к горящему объекту и водоисточникам, разрушение (или повреждение) наружного и внутреннего водопроводов, пожарной техники, стационарных средств тушения, технологического оборудования, возникновения новых очагов пожаров и взрывов, высокотемпературным выбросом газов (пламени).
  • 7.gif" border=0>
    Год2001г.2002 г.2003 г.
    Изделие - газовый баллон465470459

    Рис. 7 Распределение пожаров, связанны с газовыми баллонами за 2001 - 2003 гг.
    Год2001г.2002 г.2003 г.
    Причина возникновения пожара - нарушение правил эксплуатации бытовых газовых устройств494489504

    Рис. 8 Количество людей, погибших в результате пожаров, связанных с бытовыми газовыми баллонами и устройствами
    Год2001г.2002 г.2003 г.
    Причина возникновения пожара - нарушение правил эксплуатации бытовых газовых устройств31,9 млн.руб.43,0 млн.руб53,5 млн.руб

    Рис.9 Распределение прямого материального ущерба( в млн. руб.) от пожаров, связанных с газовыми баллонами за 2001 - 2003 гг.


    ФГУ ВНИИПО МЧС РФ были проведены теоретические и экспериментальные исследования по определению опасных факторов при разгерметизации газовых баллонов при пожаре.

    В результате проведенных исследований поведения газовых баллонов вместимостью 50 литров в очаге пожара была определена динамика изменения давления в баллоне и температура его стенок. Выявлено существенное влияние параметров очага пожара на динамику изменения вышеуказанных параметров. Найдено, что при взрыве газового баллона с сжиженным углеводородным газом в очаге пожара возможны сценарии развития аварии как с образованием, так и без образования "огненного шара". В опытах без образования "огненного шара" ударная волна при взрыве была настолько интенсивна, что временно гасила очаг пожара, и воспламенения парового облака не происходило. В результате проведенных исследований установлено следующее:
  •  при попадании 50 литрового газового баллона со сжиженным газом в очаг пожара его разгерметизация с последующим взрывом происходит в течении первых трех минут;
  •  разрыв баллона, как правило, происходил по боковой образующей. Максимальный радиус разлета осколков разорвавшегося баллона на открытой площадке, составляет 250 метров, высота подъема осколков около 30 метров;
  •  при взрыве газового баллона со сжиженным газом возможно образование "огненного шара" диаметром 10 метров.

  • Анализ экспериментальных данных показывает, что личным составом подразделений пожарной охраны затруднена возможность применения технических средств для предотвращения взрыва газового баллона в условиях пожара.

    В условиях возможного взрыва баллона с газом ликвидация пожара относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава сотрудников ГПС.

    Трудности ведения боевых действий по тушению пожаров, связанных с наличием газовых баллонов, связаны с тем что:
  •  отсутствуют достоверные сведения о местонахождении газовых баллонов, их количестве и состоянии запорной арматуры;
  •  присутствует постоянная угроза взрыва газового баллона;
  •  возможно нахождение людей в зоне вероятного воздействия опасных факторов пожара и взрыва;
  •  проявляется многообразие развития аварийных ситуаций;
  •  как правило, отсутствуют планы ликвидации аварии на объекте и карточки пожаротушения.

  • На основании проведенных исследований, изучения опыта ликвидаций аварий, сопровождающихся пожарами, на объектах с обращением газовых баллонов, а также с учетом зарубежного опыта, были разработаны рекомендации по тактике действий подразделений пожарной охраны в условиях возможного взрыва газовых баллонов в очаге пожара.

    В данных рекомендациях приводится обобщение характерных особенностей оперативно-тактической обстановки при тушении пожаров в условиях воздействия теплового излучения на баллоны с газами и рекомендуемая тактика действий должностных лиц и личного состава ГПС (алгоритм действий с учетом фактора малого времени).

    Рекомендации предназначены для использования в практической деятельности подразделениями пожарной охраны и участниками тушения пожара. Для руководителя тушения пожара особое значение приобретает прогноз развития пожара с учетом принимаемых мер по его локализации и ликвидации.

    Для предотвращения аварийных ситуаций на практике, связанных с газовыми баллонами при пожаре и уменьшения возможных последствий при их взрыве, необходима разработка комплекса организационно-технических мероприятий, включающих в себя:
  •  разработку технических средств, предотвращающих разгерметизацию газового баллона при пожаре;
  •  разработку требований пожарной безопасности при эксплуатации природного газа в быту,
  •  разработку новых и корректировка действующих нормативных документов в части применения газовых баллонов со сжиженным газом в зданиях для проживания людей.

  • С учетом этого, ВНИИПО были разработаны изменения и дополнения к Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации в части применения баллонов со сжиженным газом в жилых зданиях.

    Безопасность действий боевых расчетов пожарных подразделений необходимо рассматривать в совокупности с надежностью функционирования пожарной техники и в первую очередь пожарных автомобилей (ПА).

    В нормативных документах надежность задается в виде ряда конкретных показателей, которые обязаны учитываться разработчиком при создании ПА, а затем обеспечиваться при производстве и поддерживаться при эксплуатации ПА.

    На деле же именно надежность является наиболее слабым звеном в совокупности показателей качества пожарных машин. К тому же надежность не остается постоянной в течение периода эксплуатации ПА: по мере изнашивания деталей, накопления повреждений или нарушения регулировок снижается ресурс ПА.

    Один из основных показателей надежности - полный средний срок службы ПА до списания. Он определяет ресурс ПА и характеризует возрастную структуру парка.

    Срок службы до списания, вызывающий наибольшую озабоченность специалистов, устанавливается в соответствии с действующими "Нормами амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства" (в настоящее время - 10 лет).

    По данным ГПС, значительная часть имеющейся в наличии техники устарела технически и морально и требует обновления. Так, например, в 2001 г. на вооружении пожарных подразделений находилось около 5000 ед. ПА (или 42,2 % имеющихся в наличии) со сроками эксплуатации, превышающими нормативные в 1,5-2 раза.

    По прогнозу ГУ ГПС МЧС России, при существующем объеме финансирования к 2010 г. 88 % парка основных ПА и 98 % специальных ПА, содержащихся за счет средств федерального бюджета, израсходуют нормативный ресурс.

    Это относится и к Москве, в которой подлежит списанию: АЦ (94 из 266 ед.); все АНР (21 ед.) и АР (4 ед.); ПНС (2 из 3 ед.); пожарное судно (1 из 2 ед.); импортные АКП (9 из 15 ед.). Все это повышает вероятность отказов техники, особенно при продолжительных работах во время тушения крупных пожаров.

    В настоящий период отечественной промышленностью освоено производство всех указанных моделей ПА и только недостаток финансовых средств сдерживает их приобретение.

    Другим, на наш взгляд, вопросом обеспечения безопасности действий боевых расчетов является совершенствование работы на высоте при проведении тушения и спасения пострадавших с использованием автолестниц и автоподъемников.

    При этом необходимо отметить, что импортные подъемники имеют примерно в 3 раза большие расходы по подаче воды (раствора пенообразователя) из стационарно установленных в люльках лафетных стволов. В перспективе данный показатель несомненно, необходимо повысить и для отечественных моделей с целью обеспечения как эффективности тушения, так и использования воды на орошение конструкций колен и люльки с боевым расчетом и пострадавшими.

    В последние годы отечественная промышленность приступила к производству нескольких моделей ПА, оснащенных переносными и стационарными электрогенераторами. Это в первую очередь относится к автомобилям первой помощи, которые найдут широкое применение в общей структуре парка страны. Эксплуатация подобных машин должна проводиться с учетом действующих в министерстве Правил по охране труда ПОТРО-1-2002.

    В этом году институт должен завершить работу по пересмотру и утверждению "Правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов", которые закрепят повышенные требования по обеспечению безопасности личного состава при работе на специальных пожарных автомобилях.

    Обеспечение безопасности дорожного движения пожарным автомобилем и его эксплуатации невозможно без выполнения ряда условий, их четкой регламентации и выполнения их личным составом подразделений пожарной охраны. В России к документам, содержащим такие требования, относятся стандарты (ГОСТ), нормы пожарной безопасности (НПБ). Ряд требований изложен в правилах дорожного движения и правилах технической эксплуатации пожарных автомобилей.

    Для пожарных автомобилей, которые представляют собой повышенный, по сравнению с другими автомобилями, источник опасности, большое значение имеет его конструктивная безопасность.

    Понятие "конструктивная безопасность" является комплексным показателем, определяемым взаимно связанными конструктивными особенностями и свойствами автомобиля. Параметры конструктивной безопасности должны обеспечиваться при проектировании, производстве и эксплуатации ПА. Конструктивная безопасность направлена на обеспечение безопасности движения и предотвращение ДТП (активная безопасность), на снижение тяжести их последствий (пассивная безопасность), предотвращение возможности возгорания или взрыва автомобиля (послеаварийная безопасность), обеспечение защиты окружающей среды (экологическая безопасность), предотвращение получения травм при эксплуатации пожарного автомобиля (эксплуатационная безопасность).

    Институтом подготовлен проект нового стандарта "Техника пожарная. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний", с его изданием в 2004 г., в котором, в отличие от действующего ГОСТ 12.2.037-78 "Техника пожарная. Требования безопасности", системно сформулированы требования конструктивной безопасности к основным и специальным пожарным автомобилям.

    Важное место будет отведено вопросам безопасности ПА и при разработке технического регламента "Требования пожарной безопасности для продукции", которые будут обязательными как для производителей, так и пользователей пожарной техники.

    Причинами, приводящими к травматизму и гибели личного состава, являются также:
  •  слабая оснащенность пожарных средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и специальным снаряжением (СС);
  •  несоблюдение правил пользования СИЗ и СС.

  • К средствам индивидуальной защиты и специальному снаряжению относятся:
  •  средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) - дыхательные аппараты со сжатым воздухом (ДАСВ), кислородные изолирующие противогазы (КИП);
  •  специальная защитная одежда (СЗО) - боевая одежда, теплозащитный (ТК) и теплоотражательный (ТОК) костюмы, средства локальной защиты (СЛЗ) от повышенных тепловых воздействий, термоагрессивостойкий костюм (ТАСК), радиационнозащитный костюм (РЗК);
  •  средства защиты рук, ног, головы;
  •  пояс пожарный спасательный, карабин пожарный, комплект спасательного снаряжения (КСС) и другое предохранительное и спасательное снаряжение.

  • Понятие "слабая оснащенность" включает в себя:

    а) недостаток количества СИЗ и СС, находящихся на вооружении пожарных частей;

    б) поставку на вооружение морально устаревших, либо не соответствующих нормативным требованиям в области пожарной безопасности СИЗ и СС, которые не обеспечивают безопасных условий работы в современных условиях;

    в) использование СИЗ и СС, выработавших свой нормативный ресурс;

    г) узкую номенклатуру применяемых средств защиты и снаряжения, которые не обеспечивают комплексную защиту пожарного от всего перечня опасных и вредных факторов пожара.

    В 2003 г. институтом было проведено анкетирование 29 гарнизонов пожарной охраны в различных регионах страны по вопросам использования средств индивидуальной защиты и снаряжения. Кроме того, сотрудники института выезжали в гарнизоны, проводили опрос личного состава, проверку состояния баз и постов ГДЗС, уровень подготовки пожарных, в том числе газодымозащитников, оснащенность их средствами защиты.

    Газодымозащитная служба (ГДЗС) является одной из ведущих служб пожарной охраны, подразделения которой работают в непригодной для дыхания среде. От уровня организации ГДЗС, технического оснащения, обучения и тренированности газодымозащитников зависит успешное проведение спасательных работ на пожаре, снижение масштабов развития пожаров и ущерба от них, обеспечение безопасных условий труда пожарных.

    В последние годы боеготовность подразделений ГДЗС неуклонно снижается. Это обусловлено кадровыми проблемами, существенным снижением уровня подготовки газодымозащитников, вынужденной эксплуатацией устаревших средств защиты органов дыхания.

    В последние годы участились случаи травматизма и даже гибели газодымозащитников при тушении пожаров по причине отравления продуктами горения. Это следствие:
  •  недостаточного оснащения основных подразделений ГДЗС современными дыхательными аппаратами, а специальных подразделений ГДЗС современными кислородными-изолирующими противогазами;
  •  продолжающейся практики применения устаревших моделей кислородных изолирующих противогазов, а также противогазов, выработавших все сроки службы, которые не обеспечивают надежную защиту человека при работах в высокотоксичных средах;
  •  нерегламентируемой эксплуатации средств защиты, в том числе эксплуатации самовольно переделанных средств защиты;
  •   низкого уровня тренированности личного состава.

  • В связи с переводом пожарной охраны в состав МЧС России в декабре 2002г. была утверждена новая Концепция совершенствования газодымозащитной службы в системе ГПС МЧС России. В этом документе изложены проблемы деятельности ГДЗС и основные направления их решения. Концепцией отмечено, что по состоянию на 2002г., из 84 000 СИЗОД, утвержденных по штатному расписанию во всех гарнизонах, 80 % изделий прослужили более 10 лет и подлежат списанию. Недокомплект дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ) по существующим нормам составлял 65 %. Из 51 700 кислородных изолирующих противогазов (КИП) только 6 % по своим техническим характеристикам удовлетворяли нормативным требованиям.

    В соответствии с Концепцией все основные пожарные автомобили должны укомплектовываться дыхательными аппаратами. Кислородными изолирующими противогазами со сроком защитного действия не менее 4 ч должны оснащаться только специальные автомобили ГДЗС, выезжающие на крупные пожары.

    По состоянию на конец 2003 г. в гарнизонах пожарной охраны по штатному расписанию положено иметь 39 % кислородных изолирующих противогазов (КИП) и 61 % дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ) (Рис.10). Реально же, как показало анкетирование, на вооружении ГДЗС в настоящее время примерно поровну КИП и ДАСВ (53 % КИП и 47 % ДАСВ).


    Рис. 10 Распределение кислородных изолирующих противогазов (КИП) и дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ)
    _________

    1 - фактическое соотношение количества КИП и ДАСВ в гарнизонах пожарной охраны России; 2 - положенность КИП и ДАСВ по штатному расписанию; 3 - соотношение количества КИП и ДАСВ в Европейских странах



    По состоянию на конец 2003 г. в гарнизонах пожарной охраны по штатному расписанию положено иметь 39 % кислородных изолирующих противогазов (КИП) и 61 % дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ) (Рис.10). Реально же, как показало анкетирование, на вооружении ГДЗС в настоящее время примерно поровну КИП и ДАСВ (53 % КИП и 47 % ДАСВ).

    Для сравнения, в пожарных подразделениях ведущих Европейских стран, это соотношение составляет: 5 % КИП и 95% ДАСВ. Причем необходимо иметь ввиду, что дыхательные аппараты у нас в настоящее время закрепляются за газодымозащитниками по групповому принципу (из расчета 1 дыхательный аппарат на 4 человека). Концепцией определено, что с 2006 г. оснащение ГДЗС дыхательными аппаратами должно осуществляться по принципу индивидуального закрепления. Для этих целей потребуется увеличить объем поставок ДАСВ в 3 раза.

    В тоже время в 62 % гарнизонов в штатном расписании значатся КИП со сроком защитного действия 2 часа, которые не соответствуют нормативным требованиям, а в 83 % гарнизонов они фактически находятся на вооружении.

    Единственным противогазом, с удовлетворительными характеристиками, является респиратор УРАЛ-10. На долю респиратора Урал-10 приходится только 3 % общего количества противогазов. Остальные 97 % отечественных противогазов (КИП-8, Р-30, РВЛ, УРАЛ-7 и др.) морально устарели, причем 67 % противогазов КИП-8 имеют срок службы более 10 лет и полностью выработали свой ресурс, а 30 % противогазов КИП-8 имеют предельный срок эксплуатации - до 10 лет (Рис. 11).


    Рис. 11 Доля современных (2) и устаревших (1) СИЗОД в гарнизонах пожарной охраны страны
    _________

    1 - доля устаревших моделей СИЗОД; 2 - доля современных моделей СИЗОД



    Работа ВНИИПО вместе с ведущими предприятиями в области создания средств защиты органов дыхания направлена на совершенствование СИЗОД, повышение защитных характеристик изделий, расширение функциональных показателей СИЗОД позволяющих газодымозащитникам более эффективно выполнять различную работу на пожарах, при этом сохранять высокий уровень безопасности.

    Пожарная техника становится более сложной, расширяется ее номенклатура, поэтому организация обучения и правильного применения техники в боевых условиях и система тренировочного процесса должны быть тоже на самом высоком уровне. В настоящее время проектируются новейшие средства защиты, оснащенные и управляемые электроникой, и уровень образования, квалификации и подготовки газодымозащитника для эксплуатации подобных изделий должен быть соответствующей. Для эффективной эксплуатации современных СИЗОД должна быть материальная заинтересованность человека в работе в противогазе или дыхательном аппарате, постоянном поддержании его в образцовом техническом состоянии, совершенствовании своих знаний и навыков, физической, психологической и тепловой подготовки, требуемой каждому газодымозащитнику.

    Однако, пока уровень подготовки газодымозащитников не позволяет эффективно использовать широкие возможности современных СИЗОД. Плановая аттестация газодымозащитников проходит не на должном уровне, не выполняются необходимые объемы тренировочных занятий газодымозащитников на психологических полосах, в тепло и дымокамерах. Это во многом обусловлено и отсутствием в подразделениях современных стационарных и передвижных тренировочных комплексов, способных обеспечить проведение регулярных тренировочных занятий с личным составом ГДЗС на высоком техническом уровне.

    Выезды сотрудников института в подразделения ГДЗС с целью ознакомления с ходом эксплуатации новых средств защиты показали, что в ряде гарнизонов пожарной охраны при получении новой техники сразу же не был организован процесс детального изучения ее возможностей и отработки навыков работы в новых СИЗОД. Вместо этого в подразделениях ГДЗС проводились самовольные переделки дыхательных аппаратов с целью сознательного упрощения их, что категорически запрещено. Это приводило к тому, что дыхательные аппараты теряли свои защитные функции, резко снижалась надежность изделия, которая ранее многократно подтверждалась на заводе-изготовителе на стадии разработки и испытания изделия.

    Что касается специальной защитной одежды (Табл. 2), то, например, в ряде гарнизонов количество находящейся в эксплуатации боевой одежды со сроком носки превышающим нормативный (2 года) составляет более 50% от общего количества. Соответственно такая боевая одежда не может обеспечить безопасные условия работы - она не защищает от проникновения воды в подкостюмное пространство, от тепловых воздействий. Создавшееся положение - во многом следствие того, что обеспеченность боевой одеждой в среднем по стране составляет 70 % от нормативного количества. Пожарные вынуждены использовать боевую одежду сверх установленного срока. По этой же причине используется в нарушение приказа Министра МЧС №354 от 19.07.02г. вместо боевой одежды -го уровня тепловой защиты боевая одежда -го и -го уровней, с более низкими теплозащитными показателями.

    Такая же ситуация сложилась с теплоотражательными костюмами. Из общего количества ТОК, находящихся на вооружении, около 70 % эксплуатируются более 2-х лет и выработали свой ресурс.

    Многие виды СЗО вошедшие в Нормы снабжения, утвержденные приказом Министра МЧС №354 вообще не закупаются, ни по Гособоронзаказу, ни местными бюджетами и соответственно не поставляются на вооружение пожарных частей.

    Например, средства локальной защиты (СЛЗ) от повышенных тепловых воздействий, которые разрабатывались, как альтернатива теплоотражательному

    костюму (ТОК) специально для применения в городских условиях для тушения пожаров в подвалах, тоннелях, чердаках (Рис. 12).

    В соответствии с приказом МЧС каждый основной пожарный автомобиль и каждый оперативный автомобиль службы пожаротушения должен комплектоваться, либо ТОК, либо СЛЗ.

    Точно также дело обстоит с термоагрессивостойким костюмом и теплозащитным костюмом, которые обеспечивают безопасные условия работы при тушении крупных и сложных пожаров на объектах нефтяной, химической, газовой, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности. Этих средств защиты нет в пожарной охране.



    Рис. 12 Специальная защитная одежда


    Как следствие сказанного, перечисленные средства защиты не рассматриваются в ходе учебного процесса Академии ГПС и других учебных заведений. В результате выпускники - начальники караулов, начальники пожарных частей даже не имеют представления о них.

    Во многих гарнизонах, в том числе в гарнизоне г. Москвы, используются каски пожарные КП-80 и КП-92, выпускаемые Можайской ВТК, которые ни по одному показателю не соответствуют требованиям безопасности. Единственное их достоинство - малая стоимость в сравнении с сертифицированными касками (КП-80 и КП-92 примерно в 2,5 раза дешевле). Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны ВНИИПО эти каски массово закупаются и используются при тушении пожаров.

    Абсолютно неудовлетворительное качество пожарных карабинов. Каждый второй карабин, поставляемый в пожарные части не пригоден к работе.

    На вооружении пожарных нет индивидуальных фонарей.

    До сих пор не закончена работа по созданию 15-метровой трехколенной лестницы, которая могла бы использоваться в тех местах, где сложно или невозможно развернуть автолестницу или коленчатый подъемник.

    Таким образом, для обеспечения безопасных условий работы личного состава следует провести коренное переоснащение пожарных подразделений средствами индивидуальной защиты и специальным снаряжением. Для этого есть все необходимые технические возможности.

    Необходимо, с одной стороны мерами административного воздействия исключить использование морально устаревших, не соответствующих нормативным требованиям, выработавших свой срок службы средств защиты, и с другой стороны финансировать поступление в гарнизоны новых, отвечающих современным требованиям изделий по всей номенклатуре, предусмотренной нормами снабжения для обеспечения комплексной защиты пожарного от всех вредных и опасных факторов пожара. Для этого расширить перечень средств защиты, закупаемых в рамках Гособоронзаказа, включив в него термоагрессивостойкий костюм, теплозащитный костюмом, радиационнозащитный костюм.

    Следует учитывать, что все современные средства защиты являются сложными техническими изделиями. Поэтому необходимо повышать уровень обучения личного состава в вопросах использования и обслуживания средств индивидуальной защиты и снаряжения, проводя эту работу, начиная с учебных заведений.

    Использование современных средств индивидуальной защиты и специального снаряжения должно быть прописано в руководящих документах - в новой редакции Устава тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, Наставлении по пожарно-строевой подготовке.

    В заключении хочу отметить, что важнейшим звеном системы управления профессиональными рисками в ГПС должны стать совершенствование правовых основ социальной защиты пожарных.

    По заданию ГУГПС, начиная с 1998 года ВНИИПО совместно с НИИ медицины труда Российской Академии медицинских наук медицины труда проводит исследования по выявлению профессиональных заболеваний у пожарных. Целью исследований является внесения дополнений в Приказ № 90 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.96 г. по расширению списка профессиональных заболеваний с включением в соответствующие рубрики Приказа заболеваний у пожарных.

    В 1998 году в клинике НИИМТ РАМН был проведен первый этап необходимых обследований группы пожарных (32 человека) с применением методов клинической, лабораторной и функциональной диагностики. Затраты этого этапа исследований составили 375 тыс. руб. ( в ценах того периода). По результатам исследований НИИМТ РАМН сделал заключение о необходимости осуществления второго этапа исследований с целью создания методических указаний "О порядке проведения предварительных и периодических осмотров, медицинских регламентах к профессии сотрудников Государственной противопожарной службы", что явилось бы основанием для внесения в соответствующие рубрики Приказа № 90 Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.96 г. профессии пожарного.


    Табл. 2 Состояние обеспеченности личного состава Пожарной Охраны специальной защитной одеждой (СЗО) пожарных
    Положено
    СЗОБОП-IБОП-IIБОП-IIIБОП-СТОК/СЛЗ ТКТАСКРЗК
    220 000100 00030 00030 00030 00030 0002 5002 500450
    Имеется
    140 00060 00040 00020 0003 00017 000000
    Из них эксплуатируются более 2-х лет (подлежат замене)
    60 00020 00018 0008 0001 00013 000---
    Не хватает всего
    140 00060 0008 00018 00028 00026 0004 0004 0001 000
    Потребность ежегодно
    110 00050 00015 00015 00015 00015 0002 5002 500450

    БОП-I, БОП-II, БОП-III , боевая одежда 1-го, 2-го и 3-го уровней тепловой защиты;
    БОП-С - боевая одежда для северных регионов страны;
    ТОК - теплоотражательный костюм;
    ТК - теплозащитный костюм;
    СЛЗ - средства локальной защиты от повышенных тепловых воздействий;
    ТАСК - термоагрессивостойкий костюм;
    РЗК - радиационнозащитный костюм


    Но, второй этап запланированных исследований стоимостью 600 тыс. рублей (в ценах того периода) не был профинансирован ни в 1998 г., ни в 1999 г., в связи с чем тема была продлена до июня 2000 г. (письмо ВНИИПО № 20/1.3/3569 от 02.12.99).

    В конце 2001 г. было подготовлено письмо на имя заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий М.И. Фалеева по вопросу выделения целевым путем 850 тыс. руб. для завершения работ с НИИМТ РАМН. Однако в 2002 году средств на эти цели также не выделялось.

    То есть задача обоснования наличия профессиональных заболеваний у пожарных до сих пор не решена из-за отсутствия финансирования.



    -
    Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.