"Проблемы профессиональной подготовки и повышение квалификации пожарных и спасателей".
Заместитель министра по делам ГОЧС Московской области
полковник внутренней службы Сайко
Организация боевой и физической и специальной подготовки в ГПС определена "Программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России" от 29 декабря 2003 года, однако опять встает вопрос о проведении подготовки и проведения аттестации личного состава на квалификацию "спасатель". Выпускники Учебного центра получают специальность - пожарный, после чего его начинают готовить до "спасателя", хотя при более глубоком подходе к процессу первоначального обучения сотрудников ГПС впервые принятых на службу, возможно совмещение данных специальностей, но кроме разработки учебно-методической документации необходимо решить проблемные вопросы первоначального профессионального образования в Учебных центрах ГПС, в том числе и в УЦ в городе Подольске Московской области.
Необходимо отметить несовершенность нормативно-правового поля (нормативных актов, приказов, методических рекомендаций, разъяснений и других документов), регламентирующих учебный процесс в системе профессионального образования МЧС России)
Так же создание единого координирующего органа деятельности учебных центров ГПС МЧС России позволило бы более четко организовать учебный процесс.
Подготовка спасателей осуществляется в соответствии с "Положением аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 г. № 1479 и "Методическими рекомендациями по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и учебных учреждений", утвержденных протоколом заседания межведомственной комиссии от 10.05.99г.
В соответствии с приказами начальника ЦРЦ МЧС России "О подготовке спасателей из числа сотрудников государственной противопожарной службы" от 06.03.2003 года № 54 и "О порядке привлечения подразделений государственной противопожарной службы МЧС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и населенных пунктах, не отнесенных к категориям гражданской обороны" от 02.04.2003 № 87, приказом Министра МЧС по Московской области "О подготовке спасателей из числа сотрудников Государственной противопожарной службы" от 17 июня 2003 года № 145 и приказом УГПС Московской области от 25.06.2003 года № 116 "О подготовке спасателей из числа сотрудников ГПС МО" с 01 июля 2003 года организовано проведение занятий по доподготовке пожарных - спасателей взамен часов проведения занятии по боевой подготовке с личным составом военизированных пожарных подразделений по охране городов, согласно утвержденным методическим рекомендациям по организации до подготовки пожарных по программе "Первоначальная подготовка спасателей" и типового расписания занятий. К проведению занятий были привлечены сотрудники управлений ГО и ЧС районов учебно-методических центров ГОЧС, поисково-спасательные отряды.
Занятия проведены в декабре 2003 года, документы на личный состав прошедший обучение в подразделениях собраны. На сегодняшний день по программе "Спасатель" обучено в Московской области 3594 человек, из них прошли аттестацию 1816 человек. К концу 1 полугодия 2004 года аттестация всего личного состава будет завершена.
Аттестационную комиссию по Московской области возглавляет Вице-Губернатор Московской области Пантелеев А.Б.
Для проведения аттестации сотрудников ГПС по квалификации "спасатель" необходимо привлечение большого количества руководителей Министерств и ведомств Московской области, которые входят в Московскую областную аттестационную комиссию. Так как количество сотрудников ГПС подлежащих аттестации превышает 3,5 тысяч человек, и проведение аттестации всех сотрудников затянулось на продолжительный срок и до сегодняшнего дня не решен вопрос об источнике финансирования аттестационных мероприятий, в том числе и выдачу удостоверений спасателей.
Не решена юридическая сторона вопроса аттестации личного состава как "Спасателей". Сотрудники пожарных частей уже задавали вопросы, на основании чего они должны писать заявления и проходить аттестацию, когда, приходя на службу в пожарную охрану, они писали заявление "Прошу принять меня на должность пожарного такой-то ПЧ", опять же пенсионное обеспечение, оплата за дополнительно возлагаемые обязанности. Так после обращения жительницы Тульской области к Министру МЧС России С.К. Шойгу, по поводу неготовности местной службы спасения к оказанию помощи населению на водах, пожарные автоцистерны укомплектовываются спасательными жилетами, то есть сотрудники и работники пожарной охраны должны спасать людей и на водах, здесь же возникает проблема обучения пожарных правилам спасения утопающих, в то же время в Федеральном законе "О Пожарной безопасности", эти функции и задачи на Государственную противопожарную службу не возложены.
Однако решение задач поставленные руководством Министерства МЧС необходимо решать комплексно с учебными центрами МЧС России. Не ошибусь, если скажу, что проблемы учебных центров везде одинаковы:
типовое штатное расписание Учебного центра не предусматривает некоторые должности командно-преподавательского состава и обслуживающего персонала, таких как начальник кабинета, инспектор-дежурный, связист, программист, продовольственная и вещевая служба, квартирно-эксплуатационный отдел и другие;
недостаточное оснащение предметных кабинетов: пожарная тактика, охрана труда и техники безопасности, психологическая подготовка пожарных, информатика, ГДЗС. Отсутствие лабораторий физико-химических основ развития и тушения пожаров, гидравлики и противопожарного водоснабжения, электротехники;
недостаточное финансирование на питание слушателей (доплата за питание производится за счет ОГПС), содержание зданий и сооружений, оборудования, приобретение средств ТСО, технической и учебной литературы, ремонт, содержание и обновление пожарной техники;
огневая полоса психологической подготовки пожарных требует реконструкции с установкой фрагментов подвижного состава, а также необходимо строительство теплодымокамеры и имитатора огневого шторма;
некомплект педагогического состава из-за низкого денежного содержания, слабого обеспечения жильем и других проблем социальной защищенности;
отсутствие единого координирующего органа деятельности учебных центров ГПС МЧС России и нормативных актов, приказов и других документов, регламентирующих учебный процесс в системе первоначального профессионального образования МЧС России (приказы МВД отменены, а приказы МЧС не изданы).
Для подготовки пожарных в "спасатели" в Учебном центре, необходимо: ввести в штат Учебного центра преподавателей специальных дисциплин спасателей:
ввести в штат УПЧ Учебного центра аварийно-спасательный автомобиль для организации боевого дежурства и стажировки слушателей;
приобрести специальную литературу, учебные пособия, методические рекомендации, руководящие документы и нормативные акты, регламентирующие деятельность спасателей;
оборудовать специальные кабинеты аварийно-спасательным инструментом, наглядной литературой, видеоматериалами и учебными пособиями; создать полигон и тренажеры для обучения пожарных-спасателей.
Для обеспечения проведения занятий с личным составом газодымозащитной службы в областном гарнизоне пожарной охраны Московской области целесообразно иметь один-два мобильных комплекса (передвижную тепло - дымокамеру) но необходимо учитывать финансовые затраты на его приобретение (7,5 миллионов рублей), содержание и эксплуатацию около (500 тыс. рублей в год), введение и содержание дополнительных должностей водительского состава мобильною комплекса и обслуживающего персонала (300 тыс. рублей в год), командировочные расходы (450 тысяч рублей в год). Таким образом, ежегодные расходы на один мобильный комплекс ГДЗС составят порядка 1 млн. 250 тыс. рублей.
Для качественной организации психологической подготовки личного состава ГПС Московской области необходимы средства на строительство и оборудование 30 дымокамер и 26 огневых полос психологической подготовки пожарных в районах области, где их нет, а также как минимум одного пожарного полигона.
Площади под оборудование огневых полос психологической подготовки пожарных, теплодымокамер и дымокамер, порядок и методики проведения тренировок изложены в НПБ-101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны", "Наставлении по ГДЗС ГПС" приказ МВД РФ № 234 от 30.04.1996 г., "Программе подготовке личного состава подразделений ГПС МЧС России" от
29.12.2003 г., "Рекомендациях по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию" МВД СССР 1983 г., Методических указаниях "Организация и проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы пожарной охраны" МВД СССР 1990 г., "Правилами охраны труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России" приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г.
МЧС по Московской области на основании приказа МЧС России от 10.10.2003 года № 619 "Об информационной политике в области обеспечения безопасности на автодорогах" разработан ряд документов и дополнений в программу подготовки диспетчеров ПСЧ ПЧ, в отряды ГПС разосланы "Рекомендации по действиям дежурных диспетчеров ЕДДС, ЦППС, ПСЧ в связи с расширением их функций при принятии сообщений по специальным линиям "01" в которых в т.ч. разъяснен порядок действий диспетчера при получении сообщений об авариях, катастрофах на автодорогах города, района и области, рекомендовано внести изменения в должностные инструкции, с учетом специфики районов выезда ПЧ.
Вместе с тем "Программа подготовки.." диспетчеров и радиотелефонистов подразделений ГПС, порядок несения службы и обязанности определены Уставами Службы и Боевым, "Программой подготовки личного состава подразделений ГПС", "Наставлением по службе связи пожарной охраны МВД РФ" (приказ МВД РФ от 30.06.2000 г. № 700), однако необходимо внести изменения в данный документ, в том числе с учетом организации ЕДДС в муниципальных образованиях.
Для более качественной обработки вызовов диспетчерами и радиотелефонистами пожарных частей необходимо привлечение заинтересованных специалистов Министерства.
Большая работа по совершенствованию обучения проводится в Учебном центре г. Подольска внедряются компьютерные программы, идёт обновление библиотечного фонда. Широко используются показательные и открытые мероприятия. При необходимости, для проведения отдельных, наиболее сложных по тематике, занятий приглашались практические работники аппарата ГПС Московской области, а также других подразделений гарнизона. Учебные планы и программы по всем категориям обучения в целом выполнены. Серьёзное внимание уделяется улучшению качественного состава преподавателей. Учебно-материальная база центра в основном соответствует требованиям подготовки всех обучаемых категорий. За отчётный период 2003г.
в центре прошло обучение 980 человек.
В подразделениях пожарной охраны Московской области проводится работа по реализации решений и осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности сохранения здоровья и работоспособности личного состава.
Служебная деятельность пожарных всегда сопряжена с риском для жизни и потенциальной опасностью здоровью. Не маловажным фактором является то, что наши подразделения, в связи с реорганизацией прохождения службы, крайне малочисленны, личному составу приходится работать с двойной нагрузкой, спасая жизни людей и материальные ценности. В связи с этим резко увеличились случаи травмирования личного состава в основном среди лиц вновь прибывших на службу и не имеющих достаточной подготовки и опыта, в вопросах охраны труда и техники безопасности.
Основными проблемными вопросами в организации подготовки по охране труда в подразделениях являются:
прохождение обучения, освидетельствование, проверка знаний с присвоением квалификационной группы электро безопасности электротехнического персонала (диспетчера и др.);
прохождение обучения, освидетельствование и аттестация лиц соответствующей квалификации для работы на компрессорном и станочном оборудовании;
обучение и аттестация ответственных лиц, отвечающих за охрану труда в подразделениях ГПС;
обеспечение личного состава необходимым оборудованием и снаряжением, отвечающим требованиям охраны труда.
Перечисленные проблемные вопросы в организации подготовки по направлению охраны труда в подразделениях могут быть разрешены при выделении целевых денежных средств на эти мероприятия.
Реализация функций и задач, поставленных Министерством перед ГПС, уже сегодня требует усовершенствования профессиональной подготовки личного состава создаваемой службы, то есть, совмещение функций пожарного и спасателя. В настоящее время уже следует приступить к реорганизации существующих учреждений профессионального образования и расширить спектр подготовки специалистов в учебных центрах и пунктах.
Особое внимание следует уделить управлению сети региональных и территориальных учебных центров и пунктов. Главным здесь должно являться достижение высокого уровня материально-технической базы подготовки в учебных центрах и пунктах.