О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Все... Защитная одежда Огнетушители Защита дыхания Пожарная техника (ПТВ) Пожарная автоматика ГПС МЧС
СОДЕРЖАНИЕ  


Опыт тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в Челябинской области

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

"Опыт тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в Челябинской области"



Первый заместитель начальника ГУ ГО и ЧС Челябинской области по ГПС
полковник внутренней службы Г.В. Ведерникова





Челябинская область представляет собой территорию площадью 88 тыс. км2 с населением 3 миллиона 672 тыс. человек, при этом 2 миллиона 985 тысяч городское население - 81 % и 687 тысяч сельское - 19 %. Область граничит с Курганской, Оренбургской, Свердловской областями, Республиками Башкортостан и Казахстан. 30 % территории - горы, покрытые хвойными лесами, 40 % территории лесостепь и 30% степь.

На территории области расположено 30 городов, 30 посёлков городского типа, 1257 сельских населенных пунктов. Область разделена на 40 административных районов, три из которых отнесены к закрытым административно-территориальным образованьям. (Снежинск, Трехгорный, Озерск)

Область является одним из регионов Российской Федерации, где сосредоточены крупнейшие объекты черной и цветной металлургии, металлообработки и машиностроения, оборонные предприятия, объекты атомной промышленности. Черная металлургия представлена 17 предприятиями, включая крупнейшие в стране Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Златоустовский металлургический завод, Челябинский злектро-металлургический комбинат. Машиностроение представлено 32 крупными предприятиями в том числе Челябинский тракторный и Уральский автомобильный (г. Миасс) заводы.

Высокая концентрация промышленных предприятий с пожароопасным и взрывоопасным производством, большие производственные площади этих объектов, строительство в городах высотных жилых и современных общественных зданий в значительной степени увеличивает вероятность возникновения сложных и крупных пожаров на территории области.

В 2003 году подразделениями ГПС зарегистрировано 5301 пожар, потери от которых составили 87,5 млн. рублей. При пожарах погибло 459 человек. Пожарами уничтожено 1589 строений, 229 единиц автотракторной техники, погибло 483 головы скота. При этом 7 пожаров с ущербом свыше 3420 минимальных заработных плат. Пожаров с гибелью 5 и более человек, травмированными 10 и более человек не допущено. В текущем году в области уже произошло 2 пожара с крупным материальным ущербом. Пожаров с гибелью 5 и более человек, травмированными 10 и более человек так же не допущено.

Анализ крупных пожаров показывает, что часть причин их развития лежит на совести администрации объекта, это такие как неудовлетворительное противопожарное состояние объекта до пожара, позднее обнаружение возгорания, позднее сообщение о пожаре, неверные действия администрации. Часть причин зависит от органов исполнительной власти муниципального образования это такие как большое расстояние до пожарных подразделений, неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие или неудовлетворительное содержание водоисточников и средств связи. И часть причин зависит непосредственно от подразделений ГПС, а именно несвоевременное определение ранга пожара и соответственно неадекватное развитию пожара сосредоточение подразделений ГПС, ошибки РТП при определении решающего направления, отказы техники либо отсутствие современных и эффективных пожарных автомобилей, не укомплектованность, либо слабая подготовка личного состава боевых расчётов, не позволяющая быстро и наступательно выполнять поставленные задачи, отсутствие, либо низкое качество документов предварительного планирования боевых действий.

Работа ГПС Челябинской области по устранению всех перечисленных причин ведётся на всех уровнях, как органами надзорной деятельности, так и подразделениями занимающимися организацией пожаротушения. На работе последних я и остановлюсь.

В Челябинской области, без учёта гарнизонов охраняющих ЗАТО, имеется 37 местных гарнизонов пожарной охраны, в состав которых входит 110 подразделений ГПС с общей численностью личного состава привлекаемого к тушению пожаров около 5 тысяч человек.

Для эффективного использования указанных сил определён перечень объектов, где потенциально возможно развитие пожара до крупного. Установлен порядок автоматического направления сил гарнизонов на данные объекты, при этом объекты классифицированы по рангу пожара, определён порядок автоматического направления специальной пожарной техники и СПЧ. Данные меры позволяют своевременно ввести силы необходимые для локализации пожара.

В целях повышения уровня подготовки сил ГПС, в дополнение к существующей системе боевой подготовки в области организована система спортивной подготовки, как личного состава караулов, так и подразделений в целом.

Система включает в себя следующие мероприятия:
  •  спартакиаду по 7 видам спорта, проводимую между подразделениями гарнизонов и гарнизонами ГПС области, включающую и соревнования по ППС;
  •  соревнования по ПСП проводимые в четыре этапа, между отделениями, караулами подразделений, подразделениями гарнизонов, гарнизонами ГПС области;
  •  соревнования между звеньями ГДЗС, проводимые также в четыре этапа;
  •  соревнования между водителями пожарных автомобилей;
  •  конкурсы профессионального мастерства по категориям сотрудников принимающих участие в тушении пожаров;

  • Реализация перечисленных конкурсов и соревнований позволяет значительно поднять уровень профессионализма личного состава и подразделений в целом, что положительно влияет на активность и успешность боевых действий при крупных пожарах. Вместе с тем в области появилась серьёзная проблема в подготовке начальствующего состава. Так среднегодовая потребность в специалистах пожарно-технических образовательных учреждений ГПС в области составляет 92 единицы, из них 53 с высшим профессиональным образованием и 39 со средним. Разнарядка по направлению кандидатов на учебу в учебные заведения МЧС и МВД снижается ежегодно. В 2001г. области выделялось 74 места, в 2004г. только 47, с учётом увеличения текучести кадров для нас это значительное снижение.

    Укомплектованность личным составом боевых расчётов является неотъемлемой частью боеготовности, залогом чёткого выполнения задачи поставленной на пожаре. В целях сохранения численность боевых расчётов подразделений ГПС в области проводится большая целенаправленная работа по увеличению численности ГПС содержащейся за счет областного и местных бюджетов. Принимаемые меры позволили сохранить общее количество личного состава при тенденции сокращения федеральной и объектовой численности.
    Источник финансированияПо состоянию на 01.01.2000 г.По состоянию на 01.01.2004 г.Изменение по количеству штатных единиц
    Федеральный бюджет 15221474-48
    Областной бюджет 35133551+38
    Местный бюджет 1157+46
    Объектовый бюджет 11641139-25
    Итого 62106221+11

    Особое значение при тушении пожаров на объектах, где потенциально возможно развитие пожара до крупного имеет документация предварительного планирования боевых действий. Для повышения качества работы с этими документами УОП ГУ ГО и ЧС разработано методическое пособие по порядку работы с планами (ОП) и карточками (ОК) тушения пожаров. В пособии определена единая форма и содержание планов и карточек тушения пожаров, определён перечень объектов на которые они составляются, определён порядок планирования работы с ОП и ОК, определена методика и порядок отработки ОП и ОК, а также порядок их корректировки. Установлен порядок хранения и работы с данными документами. Методическое пособие и контроль установленный за данным направлением работы, позволили улучшить прогнозирование развития пожара на объектах, более точно определить требуемые силы ГПС и их задачи.

    В рамках выполнения областной целевой программы "Пожарная безопасность и социальная защита на 2001-2005г.г." ведется работа по укреплению технической оснащенности подразделений за счет местного бюджета. С 2000 года за счет областного бюджета в гарнизоны области поступило на вооружение 35 АЦ, 3 АЛ (две АЛ-30, одна АЛ-50) и один коленчатый подъемник.

    Тип пожарного автомобиля2000г.2001г.2002г.2003г.Всего
    областной бюджетфедеральный бюджетобластной бюджетфедеральный бюджетобластной бюджетфедеральный бюджетобластной бюджетфедеральный бюджетобластной бюджетфедеральный бюджет
    АЦ13-19 2 - 4 13 3 35 5
    АЛ (АКП)2-- - - - 2 - 4 -
    АП (АБГ)--- - - - - 2 - 2


    Вместе с этим имеют место проблемные вопросы, решение которых позволило бы значительно снизить тяжесть последствий от пожаров.

    В настоящее время в нормативно-правовых документах не дается определение "крупного пожара". Под крупным сегодня понимается пожар на который готовится, согласно инструкции по изучению пожаров описание, пожары имеющие крупный материальный ущерб, либо групповую гибель. Под это понятие попадают пожары тушение которых не представляло сложностей для подразделений ГПС, тушение которых осуществлялось одним стволом без установки АЦ на водоисточник. Например, тушение автомобиля, киоска и т.д. Особой подготовки подразделений ГПС для тушения подобных пожаров не требуется, их нужно изучать как пожары с крупным ущербом, как пожары с групповой гибелью, но не как крупные пожары. Разделение этих понятий позволит правильно вести статистику подобных пожаров, готовить объективные анализы и выводы.

    К крупным пожарам следует относить пожары, на которых действительно была сложность в тушении для подразделений ГПС. Необходимо признать, что пожар является одним из видов ЧС и попадает под определение ЧС данное в "Положении о классификации ЧС природного и техногенного характера", утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96г. №1094. Классификация крупного пожара как ЧС позволит привлечь к решению проблемы их тушения не только специалистов УОП ГУ ГО и ЧС субъекта, но и управлений ГО и ЗТ, оперативных управлений занимающихся планированием действий РСЧС при ликвидации ЧС. При этом станет возможно привлечение соответствующих сил и средств РСЧС в порядке установленном законодательством.

    Для сокращения времени прибытия на место пожара аварийно-восстановительных бригад энергослужбы, необходимо установить для них статус оперативной службы.

    В условиях реформирования подразделений пожарной охраны, в целях улучшения оперативности и оснащённости подразделений ГПС мы предлагается перейти от стандартной схемы дежурного караула, состоящего из двух автоцистерн, без учёта спецтехники, на три пожарных автомобиля. Это первое отделение - автомобиль быстрого реагирования с боевым расчётом 5 человек, второе отделение - средняя автоцистерна до 4 м. куб. с боевым расчётом 6 человек, третье отделение - тяжелая автоцистерна до 8 м. куб. с боевым расчётом 2 человека. Данная схема позволит ускорить прибытие первого пожарного автомобиля во главе с РТП к месту пожара, проведение разведки и спасение людей. Позволит отойти от принятой тактики работы на пожаре, при которой второе отделение устанавливает АЦ на водоисточник и на первом этапе, как правило, не участвует в тушении пожара, что даст возможность сократить время введения стволов и наращивания сил. Автоцистерна с объемом 8 м. куб. позволит обеспечить тушение до прибытия сил и средств по повышенному номеру вызова. В качестве АЦ третьего отделения возможно использование автомобилей со стандартной кабиной на 3 человека, что значительно снижает стоимость этих АЦ и их габариты. При соответствующем подходе данную реорганизацию можно провести без увеличения численности боевых расчётов, либо незначительном её увеличении на 5%. Мы готовы отработать в подразделениях нашей области предлагаемую схему при выделении соответствующей техники.










    -
    Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.