О сайте | Контакты Реклама на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Все... Защитная одежда Огнетушители Защита дыхания Пожарная техника (ПТВ) Пожарная автоматика ГПС МЧС
СОДЕРЖАНИЕ  


Рекомендации Научно-практической конференции "О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ"

здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

РЕКОМЕНДАЦИИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ"

(утверждены первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ю.Л. Воробьевым)




Научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие 58 руководителей центрального аппарата МЧС России, органов управления и подразделений МЧС России, ученых и ведущих специалистов научно-исследовательских организаций и учебных заведений системы МЧС России, подвела итоги проведенных в последние годы исследований по реформированию сил МЧС России, а также работ по реализации решений Президента Российской Федерации В.В. Путина и Совета Безопасности Российской Федерации.

Участники конференции заслушали и обсудили 18 основных и 15 стендовых докладов по различным аспектам совершенствования деятельности МЧС России, реформирования сил МЧС России и путей создания Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России, а также определили тактику и сроки преобразований в системе МЧС России.

На конференции отмечено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.92 г. № 261 в стране впервые создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В 1995 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1113 указанная система была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая успешно развивается и совершенствуется.

В настоящее время нормативная правовая база, регламентирующая различные направления деятельности РСЧС, составляет более 60 законодательных актов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, а также около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций. Наряду с этим в субъектах Российской Федерации принято 59 законов и более 900 нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность РСЧС.

Новый этап реформирования сил МЧС России обусловлен, с одной стороны, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", в соответствии с которым в состав МЧС России включены силы и средства Государственной противопожарной службы.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 4.2.14 "Основ (Концепции) Государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года", начиная с 2005 года Войска гражданской обороны МЧС России должны быть преобразованы в невойсковые формирования и объединены с поисково-спасательной службой МЧС России. Одновременно Основами предусматривается создание в эти же сроки единой Государственной спасательной службы МЧС России, организационно состоящей из рационально размещенных на территории страны спасательных центров, учреждений и организаций по их обеспечению. И, наконец, девоенизация Войск гражданской обороны в указанные сроки подтверждена проектом "Основ Государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года".

Таким образом, необходимость реформирования деятельности МЧС России и структурного преобразования входящих в ее состав сил и средств, с целью их приведения в соответствие с дополнительно возложенными на Министерство задачами и принятыми руководством страны решениями, стала насущной потребностью.

Обсудив возможные пути, варианты структурного построения и наименования вновь создаваемой Службы, сроки проведения преобразований и место этой Службы в РСЧС, конференция считает целесообразным сосредоточить усилия ученых и специалистов МЧС России на решении следующих приоритетных проблем реформирования сил МЧС России.


1. Организационная структура МЧС России и Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России

В интересах обеспечения многофункциональности Министерства и расширения комплекса решаемых им задач по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, конференция считает целесообразным образовать в структуре МЧС России Государственную пожарно-спасательную службу МЧС России, представляющую собой систему самостоятельных (в рамках закрепленной за ними компетенции) служб, осуществляющих решение наиболее важных задач по отдельным направлениям деятельности Министерства.

Реформирование сил МЧС России и создание Государственной пожарно-спасательной службы необходимо проводить для достижения следующих основных целей:
  •  1.создание группировки сил МЧС России, обеспечивающей выполнение задач в мирное и военное время;
  •  2.повышение возможностей и эффективности группировки путем объединения существующих формирований МЧС России в самостоятельные службы по соответствующим направлениям деятельности Министерства;
  •  3.повышение качества управления силами путем объединения существующих систем и органов управления;
  •  4.совершенствование материально-технического обеспечения путем создания единой системы МТО;
  •  5.повышение правовой и социальной защищенности военнослужащих, сотрудников и работников МЧС России путем совершенствования законодательной и нормативной правовой базы;
  •  6.проведение реформ с минимальными структурными изменениями и финансовыми затратами.

  • В качестве идеологической основы реформирования МЧС представляется целесообразным использовать опыт функционирования МВД России, организационно состоящего из нескольких самостоятельных служб (милиция общественной безопасности, внутренних войск, ГИБДД и др.), объединенных едиными органами управления.

    Применительно к задачам, решаемым МЧС России, такими службами в составе Государственной пожарно-спасательной службы России могли бы стать:
  •  1.Государственная противопожарная служба МЧС России;
  •  2.Государственная аварийно-спасательная служба МЧС России;
  •  3.Государственная служба предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  •  4.Государственная служба гражданской обороны.

  • При формировании Государственной пожарно-спасательной службы надзорные органы МЧС России оставить в составе тех служб, в которых они находятся в настоящее время. Для совершенствования деятельности Государственного пожарного надзора в составе ГПС МЧС России необходимо предусмотреть создание вертикали управления от федерального центра до местного уровня, оптимизацию функций и численности государственных инспекторов по пожарному надзору.

    Государственная пожарно-спасательная служба должна стать основой РСЧС, ее центральным звеном. Для решения текущих задач РСЧС служба должна быть построена по принципу двухуровневой системы реагирования, где федеральный уровень сил ГПСС будет представлен центральным аппаратом ГПСС и силами федерального подчинения, а территориальный - местными органами управления ГПСС и силами территориального подчинения.

    Организационное оформление ГПСС на федеральном и региональном уровнях должно осуществляться на основе сети уже созданных подразделений и органов управления, входящих в МЧС России служб и формирований, таких, как ГПС, ПСС, войсковые формирования ГО и др. В связи с отсутствием на территориальном уровне и уровне местных органов самоуправления развитой инфраструктуры таких подсистем МЧС России, как ПСС и войсковые формирования ГО, организационное оформление ГПСС на этих уровнях целесообразно строить на основе развитой территориальной инфраструктуры ГПС МЧС России.

    На базе региональных спасательных отрядов и спецчастей ГПС МЧС России, а также поисково-спасательных формирований (при их нахождении в одном населенном пункте или на расстоянии до 100 км) целесообразно создать пожарно-спасательные формирования с единой структурой управления непосредственным подчинением начальникам соответствующих территориальных органов управления ГПС для оперативного привлечения к обслуживанию вызовов на территории субъекта Российской Федерации.

    Для снижения времени реагирования на чрезвычайные ситуации и повышения эффективности взаимодействия аварийно-спасательных служб представляется целесообразным разработать концепцию реагирования этих служб на чрезвычайные ситуации, а также решить проблему организационного оформления работы разрозненных диспетчерских служб городов в режиме единой оперативно-диспетчерской службы. Для этого на уровне субъектов Российской Федерации и более низких уровнях управления создать на базе ЦУСС и ПСЧ ГПС МЧС России оперативно-диспетчерские службы, обеспеченные технической возможностью переадресовки поступающих вызовов непосредственно в поисково-спасательные формирования МЧС России и диспетчерские аварийных служб городов. При этом в городах с численностью населения более 500 тыс. человек обеспечить ЦУСС ГПС МЧС России достаточным количеством прямых линий телефона "01", ввести в состав дежурных смен дополнительные автоматизированные рабочие места и штатные должности диспетчеров, а также обеспечить их переподготовку.

    Создать единую систему информационного обеспечения МЧС России, предусмотрев среди прочих мероприятий обеспечение оперативно-диспетчерских служб современными пультами оперативно-диспетчерской связи и передвижными средствами связи, АРМ "Диспетчера", АРМ "РТП", а также унификацию используемых картографических систем (с разработкой необходимых конверторов баз данных).


    2. Нормативное правовое обеспечение создания и деятельности Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России

    Нормативное правовое обеспечение создания и деятельности Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России следует организовать в три этапа.

    На первом этапе (до 2004 года) осуществить разработку проекта и принятие в соответствии с установленным порядком Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утверждающего новое Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Нормами данного Указа должна быть установлена новая организационная структура МЧС России, определены количество, наименование и задачи департаментов Министерства.

    Положением о Министерстве, в соответствии с предложенной концепцией реформирования, должны быть определены его основные задачи, функции и полномочия, а также полномочия Министра МЧС России.

    Обеспечить разработку и научно-методическое сопровождение в Государственной Думе проекта Федерального закона "О порядке и условиях прохождения службы в органах управления и подразделениях МЧС России". При подготовке проекта указанного закона следует исходить из необходимости регламентирования порядка прохождения службы в МЧС России двух категорий служащих: работников и сотрудников, имеющих специальные звания. Одновременно с принятием указанного закона внести необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство.

    На этом этапе необходимо также сократить группировку Войск гражданской обороны до 20100 человек и решить проблемные вопросы, связанные с их дальнейшим преобразованием в невойсковые формирования.

    На втором этапе (2004-2006 гг.) необходимо разработать проекты и обеспечить принятие постановлений Правительства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов, устанавливающих Положения о вновь создаваемых службах МЧС России.

    Указанные Положения должны определять организационную структуру, задачи, функции, системы управления, состав сил и средств, полномочия и компетенцию каждой из служб МЧС России в пределах общей штатной численности и компетентности Министерства.

    До конца 2006 года преобразовать Войска гражданской обороны в невойсковые формирования в составе Государственной службы гражданской обороны, общей штатной численностью 6-10 тыс. человек. Одновременно необходимо реформировать органы управления по делам ГОЧС.

    На третьем этапе (2006-2008 гг.) необходимо проанализировать и обобщить правоприменительную практику деятельности вновь созданных служб МЧС России, на этой основе разработать проекты изменений и дополнений в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере деятельности служб МЧС России и в следующие Федеральные законы:
  •  1."О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
  •  2."Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя";
  •  3."О гражданской обороне";
  •  4."О пожарной безопасности".

  • Одновременно на этом этапе следует рассмотреть целесообразность и, при положительном решении, разработать проект Федерального закона "Об организации предупреждения чрезвычайных ситуаций".


    3. Научно-методическое обеспечение создания и деятельности Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России

    Для скорейшего создания правовой базы реформирования МЧС России целесообразно предусмотреть выполнение в 2002-2003 гг. комплексной научно-исследовательской работы "Научное обеспечение разработки замысла реформирования МЧС России и создания в его составе Государственной пожарно-спасательной службы". В рамках указанной работы обосновать основные направления и этапы создания Государственной пожарно-спасательной службы и обеспечения ее эффективного функционирования. Выполнение научно-исследовательской работы организовать с привлечением ведущих научных организаций и специалистов МЧС России.


    4. Изучение зарубежного опыта для создания в кратчайшие сроки, организационного построения и обеспечения высокой эффективности деятельности Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России

    Для подготовки в кратчайшие сроки нормативной и правовой базы, организационного построения и обеспечения высокой эффективности деятельности вновь создаваемой Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России, представляется целесообразным изучить зарубежный опыт наиболее развитых стран мира по построению и функционированию государственных систем, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности страны и организационно входящих в состав одного органа исполнительной власти (например, FEMA в США).

    Кроме того, следует изучить зарубежный опыт по организации деятельности и социальной защите граждан, принимающих на добровольной основе участие в деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


    Участники конференции полагают также необходимым при подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России, рассмотреть целесообразность создания в МЧС России, в качестве альтернативы, системы самостоятельных служб по различным направлениям деятельности Министерства, объединенных общими органами управления на различных уровнях (местном, территориальном, региональном, федеральном) без их организационного объединения в рамках ГПСС.



    -
    Ramblers Top100Ramblers Top100 СПРАВОЧНИК ПРОЕКТАНТА. Проектирование систем безопасности.