ЕСЛИ ДРУГ ЗАГОРЕЛСЯ ВДРУГ
Эффективна ли система автоматического пожаротушения?
Согласитесь, случись пожар в моторном отсеке, не каждый водитель отважится засунуть пальцы под крышку капота, чтобы ее откинуть и воспользоваться огнетушителем. А если машина перевернулась или водитель без сознания?
В таких случаях может спасти система автоматического пожаротушения. Сейчас на рынке предлагают несколько типов самосрабатывающих огнетушителей для подкапотного пространства, из которых можно ”слепить” такую систему. Все они имеют сертификат соответствия и рекомендованы для установки на транспортные средства. С них и начнем.
”Допинг-2”. Официально называется ”генератор огнетушащего аэрозоля, пламяингибирующий”, а попросту говоря – огнетушитель. В нем предусмотрено два режима пуска: от пятисантиметрового огнепроводного (бикфордова) шнура, загорающегося от открытого пламени, или от электроподжига. В этом случае на контакты необходимо подать 12–36 В.
В установочном комплекте есть соединительные провода, кнопка дистанционного включения с предохранительным кольцом, скоба для крепления на корпусе автомобиля с полным комплектом крепежа и даже специальные наклейки, указывающие место расположения кнопки пуска. Корпус огнетушителя бывает двух цветов – черный и красный.
СОТ-3М. В отличие от предыдущего, выглядит довольно неказисто, зато устанавливается на четырех лапках и потому меньше подвержен разрушительной вибрации. К тому же его не нужно направлять в сторону предполагаемого очага пожара – огнетушащий состав распространяется по всей окружности корпуса. Среди всех опробованных нами огнетушителей СОТ-3М располагает наибольшим защищаемым объемом – до 3,2 м3. Сравните: у ”Жигулей” объем моторного отсека всего 0,8 м3. А это значит, что СОТ-3М отлично подойдет и для больших грузовиков. К очевидным минусам можно отнести отсутствие автоматического поджига от огнепроводного шнура.
”Пурга-К02”. Значительно меньше предыдущего, но зато практически не уступает ему по защищаемому объему. Срабатывает от электроподжига. Огнетушащий состав выделяется только с одного торца, поэтому огнетушитель необходимо закреплять у источника возможного возгорания. В комплекте есть хомут для крепления в моторном отсеке.
”Пурга-К002”. Самый маленький как по размеру, так и по защищаемому объему. Из конструктивных особенностей стоит отметить, что приводится он в действие только от огнепроводного шнура, который сгорает за восемь секунд. Конечно, ”Пургу-К002” можно разместить и в моторном отсеке, но для надежной защиты от возгорания потребуется не меньше четырех штук, причем они должны сработать все сразу, что практически невозможно.
МАГ-2М. Небольшой по размеру, снабжен 70-сантиметровым огнепроводным шнуром и электроподжигом, в комплекте приложен хомут крепления. Огнетушащий состав выделяется только с одного торца – где установлен бикфордов шнур.
Собранная нами система пожаротушения. Слева направо: ”Пурга-К02”, МАГ-2М и ”Пурга-К002”
Чтобы более реально представить себе возможности названных огнетушителей, мы опробовали их на вазовском автомобиле. В подкапотном пространстве монтировали огнетушитель, двигатель обливали бензином (1 л), а снизу под моторный отсек бросали горящую ветошь. Прибор срабатывал от бикфордова шнура или, в его отсутствие, принудительно от электроподжига.
Все огнетушители для подкапотного пространства (”Пурга-К02”, СОТ-3М и ”Допинг-2”) с поставленной задачей справились. Распространившийся аэрозоль покрыл весь моторный отсек бело-серым порошком, подавившим пламя. Повторное возгорание, даже при утечке аэрозоля из-под капотного пространства, практически невозможно.
Полученные в ходе испытаний данные сведены в единую таблицу.
Характеристики генераторов огнетушащего аэрозоля (ГАО) для защиты моторного отсека автомобиля
Характеристики | СОТ-3М | ”Допинг-2” | МАГ-2М | ”Пурга-К02” | ”Пурга-К002” |
Объем, защищаемый одним ГОА, м3 | 3,2 | 2 | 1 | 3 | 0,25 |
Количество ГОА для надежной защиты моторного отсека легкового автомобиля, шт. | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 |
Стоимость одного ГОА (апрель 98 г.), руб. | 274 | 250 | 122 | 170 | 43 |
Срок годности, лет | 5 | 10 | 10 | 5 | 5 |
Масса одного ГОА, кг | 1,6 | 1,3 | 0,5 | 0,75 | 0,075 |
Габаритные размеры, мм: |
диаметр корпуса | 122 | 78 | 75 | 80 | 28 |
высота | 65 | 166 | 95 | 110 | 125 |
Предельная температура эксплуатации, °С: |
максимальная | 55 | 60 | 60 | 50 | 50 |
минимальная | -55 | -60 | -50 | -50 | -50 |
Время работы ГОА, с | 17 | 25 | 5 | 15 | 5 |
Возможность автоматического запуска от термошнура | нет | есть | есть | нет | есть |
Возможность пуска от электроподжига | есть | есть | есть | есть | нет |
Входящие в комплект огнетушителя электропровода мы испытали на огнестойкость. Ведь находясь в зоне возможного появления огня, они не должны гореть. Все они выдержали испытания и к ним претензий нет.
А теперь, наконец, о действительно автоматической системе пожаротушения, с которой мы начали наш обзор. Да, она лучше всего приспособлена для эффективной борьбы с возгоранием. Ее можно собрать самому из различных по типу срабатывания и защищаемому объему огнетушителей.
Мы сделали так: самый мощный, ”Пургу-К02” смонтировали в подкапотном пространстве у выпускного коллектора и карбюратора (можно установить и у бензонасоса). Две маленькие ”Пурги-К002” лучше закрепить в салоне, например, под ”торпедо” у моторного щита. Таким размещением можно убить двух зайцев сразу: пожар, начавшийся в моторном отсеке, часто перекидывается и в салон, а кроме того, под приборной панелью возможно возгорание электропроводки.
Ну а МАГ-2М устанавливается у бензобака и в случае ДТП не позволит топливу вспыхнуть в багажном отсеке, правда, только в тех машинах, у которых бензобак в багажнике. Разместить его лучше над бензобаком или за ним, бикфордов шнур закрепить на баке.
ПАП-1
Огнетушители ”Пурга-К02” и МАГ-2М связаны между собой единой электрической цепью с питанием от аккумулятора и приводятся в действие кнопкой в салоне автомобиля. Можно дополнительно установить температурные датчики под капотом. В принципе, составить такую систему под силу любому автолюбителю, к тому же для каждого огнетушителя приводится схема подключения, притом в нескольких вариантах.
Как выяснилось, размещенный нами у бензобака МАГ-2М можно использовать и под капотом. Он справляется с возложенными на него обязанностями в одиночку, но все же лучше для надежности устанавливать пару штук.
Любому огнетушителю с электроподжигом можно добавить еще одну функцию – ”противоугонки”. Дело в том, что выделяемый огнетушащий состав, проникая во впускную систему, полностью предотвращает воспламенение бензовоздушной смеси в цилиндрах. Правда, есть одно ”но”: если машина карбюраторная, достаточно вывернуть свечи зажигания и продуть цилиндры. Конечно, на это уйдет масса времени, а для угонщика дорога каждая минута.
Совсем не так будет обстоять дело, если автомобиль оснащен впрыском топлива. Здесь уж точно придется менять форсунки, хотя на дорогой иномарке такая система тоже может себя оправдать. Потратив $1500 на новые запчасти, можно сохранить всю машину.
Подключать или не подключать такую противоугонную функцию каждый автомобилист решает сам – достаточно включить в состав электроцепи потайной тумблер – и все.
К еще одной ”противоугонке” – правда, скорей психологического действия – можно отнести пиропатрон ПАП-1. Ставят его в салоне и соединяют электропроводами с замком зажигания (опять-таки через потайную кнопку). Как только угонщик попробует запустить мотор, ПАП-1 взорвется, наполнив салон дымом. Конечно, здесь основной расчет на то, что внезапный взрыв и дым вспугнет вора, вот только как бы самому не оказаться на его месте.
Владимир ОЛЕЙНИКОВ