НЕ ВСЯКИЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ СПАСЕТ МАШИНУ ОТ БЕДЫ
Dmitry Taewsky
Вам приходилось видеть обгоревший остов легкового автомобиля? Не правда ли, возникает впечатление, что машина горела несколько суток - до того в ней все покоробилось. Специалисты пожарные утверждают, что легковой автомобиль полностью сгорает примерно за 3-4 минуты. И случается это совсем не так редко, как может показаться.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ
Неисправности электропроводки. Особенно опасны искры, проскакивающие между высоковольтными проводами с плохой изоляцией или с неплотно одетыми на свечи или слабо посаженными в гнезда наконечниками. Искры эти "скачут" под капотом, и даже при незначительных неплотностях в бензопроводе, карбюраторе или топливном насосе автомобиль превращается в бомбу на колесах.
Иногда причиной пожара может стать короткое замыкание проводки, возникшее из-за нарушения изоляции самых безобидных проводов. Известен случай, когда облицовка панели приборов загорелась от замыкания "на массу" плюсового провода питания магнитолы. При ее установке "+" взяли от аккумулятора и не защитили предохранителем.
Аккумулятор. Многие пожары в автомобилях происходят из-за того, что он переворачивается и замыкает на кузов. Парадоксально, но факт: примерно в каждом десятом легковом автомобиле аккумулятор либо не закреплен совсем, либо закреплен плохо. А на наших замечательных дорогах с дефектами под капотом недолго до беды.
Курение. Бывает так, что выброшенный окурок водителя попадает в открытое окно задней двери, и обивка начинает тлеть. Еще хуже, если в этот момент в салоне оказалась неплотно закрытая канистра с бензином.
Нередки случаи, когда машина загорается от сигареты во время мойки, если для очистки двигателя используют бензин. Мало того, что это бесполезно, - бензин плохо смывает закоксовавшиеся жировые отложения, так еще можно машину сжечь и самому обгореть.
Пожар может возникнуть и в аварийных ситуациях, например, если из пробитого блока двигателя масло или бензин из перебитой трубки попали на выхлопной коллектор.
Зимой машины горят из-за того, что двигатель или трансмиссию пытаются прогреть паяльной лампой.
Для того чтобы спасти машину, если она уже загорелась, нужно иметь по крайней мере исправный огнетушитель. Можно, конечно, поставить и автоматическую систему пожаротушения (АСП), но это будет стоить от 300 рублей до 600 долларов.
Многие водители считают что пожара в их машине случиться не может и огнетушитель возят только из-за требования ГИБДД. Часто он валяется где-то в багажнике, а зря.
Держать огнетушитель нужно поближе, лучше всего между передними сиденьями или на полу перед сиденьем водителя.
ЧТО ЕСТЬ В ПРОДАЖЕ
Экскурсия по авторынкам и магазинам запчастей показала, что чаще других попадаются компактные аэрозольные огнетушители емкостью 300-500 граммов, зачастую неизвестного происхождения. Продавцы утверждают, что все эти изделия высокоэффективные. Так ли это на самом деле?
Для проверки были куплены шесть таких баллончиков: итальянского производства "МАХ" и "СВМ", турецкий (по словам продавцов, на этикетке страна не указана) "Firstaid", "Jupiter" и "S.O.S.". Отечественный аэрозольный "Огнетушитель хладоновый ОХ" отдал один из сотрудников после четырех лет хранения в машине. Испытали и "автобусный" отечественный ОУ-2, тоже из старых запасов (ездил в машине два года). Купили еще очень распространенный порошковый ОП-1 и напоминающий детскую хлопушку порошковый "Малыш".
Для сравнительных испытаний пропитали и подожгли пропитанный бензином АИ-92 кусок текстильной обивки от сиденья "Москвича 2141" размером 0,2 кв. м. К тушению приступали через 15 секунд после поджога. Примерно столько времени нужно, чтобы, выскочив из машины, схватить огнетушитель и начать тушить. Испытания проводились в помещении при температуре воздуха +15°С.
Исходная температура ткани и бензина перед поджиганием - +15°С.
Наиболее эффективными из испытанных огнетушителей оказались отечественные ОХ и "Малыш". Но после применения ОХ дышать в зоне возгорания некоторое время совершенно нечем - очень уж ядовитый запах.
У "Малыша" характер совсем недетский. Срабатывает он с оглушительным хлопком и мгновенно покрывает белым порошком все вокруг.
Очень неплохо показали себя огнетушители ОУ-2 и ОП-1. Только вот с инструкцией для них нужно знакомиться до пожара. Очень уж она плохо читается.
Результаты испытаний приведены в таблице:
Марка огнетушителя | Тип* | Масса нетто, кг | Время тушения, сек. | Эффективность | Общее время работы, сек. | Температура ткани после тушения, град.С | Цена, руб. |
"MAX" | А | 0,5 | 13 | - | 13 | - | 25 |
"СВМ" | А | 0,4 | 11 | + | 15 | +25 | 35 |
"СВМ" | А | 0,3 | 9 | - | 9 | - | 30 |
"Firstaid" | А | 0,5 | 10 | + | 14 | +30 | 25 |
"Jupiter" | А | 0,4 | 7 | - | 7 | +22 | 22,5 |
"S.O.S" | А | не известна | 6 | + | 6 | +25 | 15 |
OX | А | 0,3 | менее 1 | + | 10 | -10 | - |
ОУ-2 | У | 2 литра | менее 2 | + | 12 | 0 | - |
ОП-1 | П | 0,75 | менее 2 | + | 5 | +22 | 50 |
"Малыш" | П | 0,75 | менее 1 | + | менее 1 | +20 | 20 |
_________*А-Аэрозольный
П-Порошковый
У-Углекислотный
"Известия"