ЗАЧЕМ И КАК ОБСЛУЖИВАТЬ ПОЖАРНУЮ СИГНАЛИЗАЦИЮ?
Далеко не все руководители организаций могут правильно ответить на вопросы, зачем и как обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию (АПС). Поэтому важно знать и понимать некоторые аспекты этой проблемной темы.
Требования нормативных документов
Проведение регулярного технического обслуживания (ТО) необходимо в силу требований нормативных документов. В соответствии со статьей 61 «Правил противопожарного режима Российской Федерации» (ППР), собственник объекта или руководитель организации обеспечивает исправное состояние АПС и организует ежеквартальную проверку ее работоспособности. Для решения этих задач статьей 63 вменяется проведение регламентных работ по техническому обслуживанию в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей.
Для тех, кто игнорирует данные требования, предусмотрена ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности, в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Эту ответственность несут:
• собственники имущества;
• лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
• лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
• должностные лица в пределах их компетенции.
В зависимости от характера нарушений и его последствий (материальный ущерб, ущерб здоровью или гибель людей), эти лица могут быть привлечены к следующим видам ответственности: дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение); административной (предупреждение, штраф, дисквалификация, приостановление деятельности); уголовной (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы). Это подтверждается практикой судебных разбирательств ряда пожаров, вызвавших широкий общественный резонанс.
Зачастую на объектах, где установлена и сдана в эксплуатацию новая система пожарной сигнализации, руководители пытаются сэкономить и не проводить техническое обслуживание, полагаясь на наличие договорных гарантий на оборудование и качество монтажно-наладочных работ проектно-монтажной организации. Однако такой подход противоречит не только ППР, но и фактической необходимости в регламентных работах. Как всякая техническая противопожарная система, АПС должна постоянно находиться в исправном состоянии. Очевидно, что необслуживаемая АПС в какой-то момент времени придет в нерабочее состояние. Таким образом, все средства, потраченные на проектирование, монтаж и наладку данной системы, окажутся потраченным напрасно. Но главное, на объектах с присутствием людей, однозначно возникает увеличение угрозы их жизни в случае пожара. В обеспечении непрерывной работоспособности АПС и заключается главная задача ТО.
Необходимая документация
Необходимость проведения ТО должна быть зафиксирована в инструкции по эксплуатации АПС, которую разрабатывает компания-инсталлятор на договорных условиях. Данный документ является обязательным, кроме него на объекте должна быть:
• проектная документация,
• паспорт АПС,
• акт приемки в эксплуатацию; паспорта и копии сертификатов на технические средства, подлежащее обязательной сертификации или декларированию,
• перечень регламентных работ по ТО,
• график ТО,
• журнал учета работ по ТО,
• журнал учета неисправностей,
• протокол проведения комплексных испытаний,
• договор с обслуживающей организацией на работы по ТО,
• должностные инструкции лица, ответственного за эксплуатацию противопожарных систем.
Кроме этого, при наличии дежурного персонала, должны быть должностные инструкции, инструкция о порядке действий при пожаре, график дежурств.
Содержание работ и лицензия
Проведение ТО АПС можно поручить только организации, имеющей соответствующую лицензию. Это определено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В то же время, руководители организаций задаются вопросами о том, что должна делать обслуживающая организация и сколько должна стоить эта услуга.
Проведение ТО АПС — мероприятие, оформляемое в виде годового плана-графика, прилагаемого к договору между организацией, эксплуатирующей АПС и обслуживающей организацией. Годовой план-график регламентных работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации отражает объем работ, который должна выполнять обслуживающая организация и включает в себя:
1. Перечень регламентных работ для каждого месяца.
2. Состав каждого вида регламентных работ (технологические карты с операциями).
Периодичность регламентных работ по ТО АПС описана в Методических рекомендациях, выпущенных в 1999 году ВНИИПО МВД России «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля». Однако в данных рекомендациях, по понятным причинам, не описаны технологические карты для каждого вида регламентных работ, т.к. они зависят от специфики оборудования заводов-производителей. Найти информацию для составления технологических карт можно в эксплуатационной документации производителей (паспортах, руководствах по эксплуатации). Однако нужно понимать различие между техническим обслуживанием отдельных устройств и их обслуживанием в составе системы пожарной сигнализации. Нельзя пренебрегать взаимосвязью устройств в АПС, или ее связями с другими противопожарными системами. В противном случае, тестовая проверка дымовых пожарных извещателей может, например, закончиться автоматическим запуском системы оповещения или пожаротушения. Таким образом, технологические карты для регламентных работ технического обслуживания пожарной сигнализации должны индивидуально разрабатываться для каждого объекта. Квалифицированно выполнить эту работу может проектная или обслуживающая организация на основе проектной (или исполнительной) документации на АПС, и документации заводов-производителей элементов АПС.
При организации технического обслуживания системы пожарной сигнализации не следует пренебрегать документированием. Основным документом, который требует регулярного заполнения, является «Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию АПС». Он заполняется обслуживающей организацией, визируется представителем объекта и хранится на объекте. Современные системы пожарной сигнализации поддерживают электронный журнал событий, в котором могут быть зафиксированы процедуры технического обслуживания. Данная опция полезна для контроля ТО со стороны ответственных представителей объекта.
Особенности обслуживания адресных систем
В зависимости от типа АПС, порядок ее обслуживание может иметь принципиальные различия. Существует два основных типа автоматической пожарной сигнализации: неадресная и адресная. В неадресной АПС, как правило, применяются пороговые дымовые извещатели. Это простые приборы, формирующие сигнал о пожаре в случае превышения заданного уровня задымления в дымовой камере. Дымовая камера — конструктивный элемент, подверженный воздействию окружающей среды, и поэтому она со временем запыляется, особенно быстро в производственных помещениях. Чем выше уровень запыленности камеры, тем больше вероятность ложного срабатывания прибора. Поэтому данный тип извещателей требует обязательной периодической чистки от пыли и других отложений на стенках дымовой камеры. К сожалению, для данного типа извещателей невозможно измерить ни уровень запыленности, ни результат профилактической чистки. Поэтому традиционно периодичность чистки составляет 1 месяц, или определяется опытным путем, по наличию ложных срабатываний. Таким образом, имеется высокая вероятность ложных срабатываний из-за загрязнения извещателя, особенно в начале эксплуатации.
В адресной АПС применяются дымовые извещатели, способные формировать предупреждение о своей запыленности. Это позволяет для данного типа АПС перейти от обслуживания по планово-предупредительной схеме к обслуживанию «по заявке». Адресные извещатели более информативны по сравнению с пороговыми, они способны также передавать сообщения о своей неисправности, или формировать при проверке извещение «Тест». Наиболее прогрессивными являются адресно-аналоговые извещатели, способные дополнительно сообщать об уровне запыленности дымовой камеры по запросу от приемно-контрольного прибора. Это позволяет проводить проверку качества проведенного обслуживания (см. таблицу).
| Неадресная пороговая | Адресно- пороговая | Адресно-аналоговая |
Извещения | «Норма» «Пожар» | «Норма» «Пожар» «Неисправность» «Запылённость» «Тест» | «Норма» «Внимание» «Пожар» «Неисправность» «Запылённость» «Тест» |
Состояние запыленности дымовой камеры в дежурном режиме | Неопределенное | Контролируется извещателем с формированием извещения «Запыленность» | Контролируется извещателем с формированием извещения «Запыленность» |
Состояние запыленности дымовой камеры после обслуживания | Неопределенное | Неопределенное | Контролируется запросом от ППКП уровня запыленности дымовой камеры в условных единицах |
Новая документация от производителя
В помощь руководителям организаций, где эксплуатируется АПС, и организациям, оказывающим услуги по техобслуживанию, компанией «Болид» было разработано Методическое пособие «Техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и СОУЭ 1 и 2 типа в ИСО «ОРИОН».
В нем применительно к продукции компании нашли подробное освещение вопросы, обозначенные в данной статье, а также дополнительные вопросы:
• Как составить годовой план-график ТО?
• Что входит в ежеквартальную проверку работоспособности?
• Какие регламентные работы должны проводиться?
• Из каких технологических операций состоят регламентные работы?
• Какая квалификация должна быть у обслуживающего персонала?
• В каком виде оформлять работы по ТО?
• Как применять действующие сметные нормативы?
Материал пособия рассмотрен и согласован ФГУП ВНИИПО МЧС России. В настоящее время это пока единственный документ подобного рода, инициативно разработанный производителем противопожарных систем.