04.04.2021
3 года назад, 25 марта 2018 года, произошел пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в г.Кемерово. В нём погибли 60 человек, 37 из них — дети. Самому маленькому было 2 года. Трагедия вскрыла ряд системных проблем, которые существуют в сфере пожарной безопасности в России:
• отсутствие контроля за работоспособностью систем противопожарной защиты на объектах, в том числе с массовым пребыванием людей;
• поздний вызов спасателей из-за отсутствия системы автоматического вызова подразделений пожарной охраны;
• отсутствие проверок со стороны МЧС по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах из-за «налоговых каникул» и др.
К трагедии в «Зимней вишни» привели множественные нарушения требований пожарной безопасности при реконструкции объекта; системы сигнализации и оповещения обслуживались с грубейшими нарушениями лицензионных требований; персонал объекта и охранники не знали, как организовать эвакуацию; аварийные выходы были закрыты или захламлены арендаторами и т.д. Суды по пожару в «Зимней вишне» идут до сих пор. Но были ли сделаны выводы из данной трагедии?
Пожары на соцобъектах и посредники при вызове спасателей
За последние годы ситуация с социальными объектами значительно ухудшилась. В 2020–2021 гг. участились пожары с массовой гибелью людей в больницах и домах престарелых: больница Святого Георгия (Санкт-Петербург), Боткинская инфекционная больница (Санкт-Петербург), дом престарелых в д.Ишбулдино (Башкирия), дом престарелых в п.Боровский (Тюменская область) и т.д. Во всех упомянутых случаях пожарные прибывали на место возгорания слишком поздно, когда спасать уже было некого. И это при том, что все социальные объекты с массовым пребыванием людей должны быть оснащены системами автоматического вызова пожарных. Так в чем же причина позднего прибытия спасателей?
По всей стране в нарушение требований Федерального закона №123-ФЗ в схему передачи извещений о пожаре внедряются посредники. Сигнал о пожаре от социального объекта идет на пульт частной фирмы, а та, в свою очередь, передает информацию пожарным. В цепочке добавляется лишнее звено в виде коммерческой фирмы, которая не только берет деньги за эти «услуги», но и не несет никакой ответственности за поздний вызов пожарных и гибель людей!
Опасные инициативы МЧС
Казалось бы, трагедия в «Зимней вишни» должна была привести к планомерной работе по устранению существовавших проблем в области пожарной безопасности в стране. Но вместо этого МЧС выступает с такими законотворческими инициативами, которые не только не улучшают ситуацию, но и откровенно направлены на снижение защищенности населения и содержат коррупционную составляющую.
Так МЧС России предлагает легализацию посредников при передаче сигнала о пожаре и вызов пожарных на платной основе. В Тульской области планируется запуск «пилотного» проекта по внедрению посредников. Кроме того, по инициативе МЧС России уже вступила в силу норма о продлении использования противопожарного оборудования с истекшим сроком службы с помощью сомнительного рода справок от коммерческих структур. Также МЧС внедрен риск-ориентированный подход к проверкам, суть которого состоит в том, чтобы чаще всего проводить проверки в отношении самых опасных объектов, при этом оценкой объектов будет заниматься непосредственно госинспектор. На деле же данный подход приводит к тому, что школы, больницы, детские сады и дома престарелых попадают в список наименее опасных объектов и будут проверяться крайне редко.
С какой целью МЧС лоббирует посредников, зачем продлевать срок службы устаревших систем, чем опасен риск-ориентированный подход к проверкам и к каким страшным последствиям могут привести данные законотворческие инициативы? Именно этим вопросам посвящен очередной выпуск передачи «Время инноваций», в рамках которой своим мнением делятся приглашенные эксперты: Виктор Кривошонок - бывший первый заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России; Нина Воронова – генеральный директор Консалтингового бюро «Воронова и партнеры», юрист с 25-летним стажем и огромным опытом по административным делам, связанным с деятельностью контрольно-надзорных органов.