19.07.2005 На основании решения совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного Совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол № 4 от 13.11.2003) в 2005 году в Российской Федерации проводится работа по паспортизации опасных объектов и территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
МЧС России разработаны Типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденный приказом министра МЧС РФ № 484 от 25.10.2004 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.11. 2004, регистрационный № 6144) и Типовой паспорт безопасности опасного объекта, утвержденный приказом министра МЧС РФ № 506 от 04.11.2004 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12. 2004, регистрационный № 6218). Регистрация данных документов в Министерстве юстиции Российской Федерации говорит о том, что они не противоречат существующему законодательству, изданы в развитие действующих законов и являются обязательными для исполнения в интересах защиты населения и территорий.
В Ивановской области работа по паспортизации организована на основании распоряжения губернатора Ивановской области от 03.03.2005 г. № 217-р "О разработке паспортов безопасности опасных объектов и территорий Ивановской области". Данным документом утвержден график разработки паспортов безопасности.
Паспортизации подлежат потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, причем вне зависимости от их количества. В Ивановской области к ним относятся предприятия химической промышленности, часть предприятий коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки сточных вод, котельные), предприятия железнодорожного транспорта, тепловые электростанции, газонаполнительные станции, хранилища сжиженных газов, нефтепродуктов, магистральные газо- и нефтепродуктопроводы, авто- и газозаправочные станции и ряд других предприятий. Главное управление МЧС России по Ивановской области совместно с главами муниципальных образований уточнило список потенциально опасных объектов, гидротехнических сооружений требующих разработки паспортов безопасности. Полный перечень их включает 202 объекта (37 — химически опасных объектов, 165 — пожаровзрывоопасных объектов). Кроме того паспортизации подлежат 22 гидротехнических сооружения, 27 муниципальных образований и территория Ивановской области.
Паспорт безопасности разрабатывается на 5 лет. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта, паспорта безопасности территории – соответствующая администрация. Паспорт безопасности разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности остается на объекте, в администрации. Второй экземпляр паспорта безопасности представляется в главное управление МЧС России по Ивановской области. В соответствии с графиком паспортизация должна быть закончена до 1 декабря 2005 года. Главное управление МЧС России по Ивановской области по распоряжению губернатора Ивановской области обобщает и анализирует работу руководителей объектов, администраций муниципальных образований по разработке паспортов безопасности, информирует его о состоянии работы, оказывает разработчикам методическую помощь и отчитывается перед Центральным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В ходе паспортизации устанавливаются степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определяются расчетные сценарии возможных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям, (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы); частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев; границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации; распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации. Риск – это неизбежная реальность для всех. Он был, есть и будет везде. Поэтому им нужно заниматься, им нужно управлять. Именно с этой целью и проводится паспортизация, которая входит в общую систему прогнозирования чрезвычайных ситуаций и учитывается при разработке мероприятий по защите населения и территорий./news.chastnik.ru/