19.09.2018 К сожалению, вызывает обеспокоенность техническая безграмотность, незнание нормативно-правовых документов, отсутствие желания некоторых РУКОВОДИТЕЛЕЙ объектов защиты, слушать и слышать, а также попытки переложить свою ответственность за контроль обеспечения исправного состояния всех средств противопожарной защиты объекта, и проверки их работоспособности, выставляет подразделения пожарной охраны в негативном образе.
Законодатель возложил обязанность обеспечить исправное состояние всей системы и средств противопожарной защиты объекта (в том числе автоматической пожарной сигнализации), проверку работоспособности и проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту на хозяйствующие субъекты и их руководителей (пункт 61 и 63 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).
Часть 7 статьи 83 Технического регламента устанавливает, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения (схема №1).
В зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф 4.1, Ф4.2 (дошкольные образовательные организации, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детские организации, гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты, общеобразовательные организаций, организации дополнительного образования детей, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования), дублирование сигнала о пожаре с объекта защиты должно осуществляться на пульт подразделений пожарной охраны (государственная противопожарная служба (федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъекта Российской Федерации), муниципальная, ведомственная, частная и добровольная пожарная охрана) (схема №2).
В рамках реализации требований Технического регламента, Министерством обороны Российской Федерации для МЧС России выделен радиочастотный канал, которым может подключаться только специализированное противопожарное оборудование, имеющее соответствующий код по классификатору вооружения, военной техники и других средств Министерства обороны Российской Федерации. Подключение такого оборудования к выделенному радиоканалу для руководителей объекта защиты не предполагает финансовых затрат, и ограждает их от навязывания дополнительных услуг со стороны организаций-посредников.
Несмотря на это, ряд руководителей объектов защиты, не разобравшись в законодательстве, заключают договора и устанавливают систему передачи извещений о пожаре по каналам GSM или через Интернет провайдеров на платной основе, то есть сигнал о пожаре дублируется через организацию-посредник, которая и транслирует этот сигнал, что влечет за собой снижение уровня реальной противопожарной защищенности социально-значимых объектов и увеличение риска возможной гибели людей при возникновении пожаров, так как не гарантирует устойчивую передачу сигнала о пожаре с объекта защиты.
Либо, на объекте устанавливается система передачи извещений о пожаре не прошедшая государственные (военные) испытания, и работающая на платном радиоканале, что приводит к дополнительным финансовым затратам со стороны бюджетных учреждений.
Впоследствии, руководители объектов защиты и коммерческие организации пытаются переложить свои договорные обязательства на подразделения пожарной охраны, хотя ни Главное управление МЧС России по Пермскому краю, ни его подчиненные подразделения в лице отрядов или пожарных частей не являются сторонами договорных гражданско-правовых отношений.
Объекты защиты вправе самостоятельно (добровольно) выбирать каким образом будут выполнять мониторинг работоспособности автоматических систем противопожарной защиты: либо обеспечивать вывод данных сигналов в помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала из числа работников учреждения, либо передать на возмездной основе соответствующие услуги в рамках гражданско-правовых отношений коммерческим организациям.
При значительной удаленности объектов защиты от мест дислокации подразделений пожарной охраны и отсутствии технической возможности передачи сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, на таких объектах защиты целесообразно реализовать компенсационные и предупредительные противопожарные мероприятия, к примеру, создание из числа персонала учреждения подразделения добровольной пожарной охраны с круглосуточным дежурством и всем необходимым техническим оснащением, что позволит выполнить требование законодательства.
Главным управлением МЧС России по Пермскому краю в адрес соответствующих министерств социального блока Правительства Пермского края неоднократно направлялись информационные письма, содержащие разъяснения, как по реализации положений Технического регламента, так и применении на добровольной основе услуг мониторинга работоспособности системы извещений о пожаре. Однако, Министерствами данные письма до своих подчиненных подразделений, как правило, не доведены по непонятным причинам.
С начала 2018 года на социально-значимых объектах Пермского края произошло 5 пожаров и 1 загорание, на которые пожарные своевременно среагировали, благодаря, тому, что сработала именно система передачи дублирующего сигнала о пожаре на пульт пожарно-спасательных подразделений (персонал данных объектов о пожаре в пожарные подразделения не сообщал, так как сигналы о пожаре не были выведены в помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала).
На пожарах были спасены как материальные ценности на сумму более чем сотни миллионов рублей, так и человеческие жизни:
- 15 января 2018 года произошёл пожар по ул. Крупской в г. Пермь в МАОУ «СОШ №127». До прибытия пожарных подразделений были эвакуированы 736 учащихся. Сгорел подоконник в кабинете, линолеум, рольставни, закоптилась стена от дымовой шашки. Площадь пожара составила всего 0,5 квадратных метра. Первыми кто прибыл, были сотрудники пожарной охраны, которые, организовывали тушение пожара, помощь пострадавшим и вызов дополнительных сил.
- 28 марта 2018 года в пожарную часть поступил сигнал о пожаре в «Гимназии № 33» по ул. Николая Островского в г. Пермь. Благодаря, тому, что сигнал о пожаре прошёл быстро, площадь пожара составила 4 квадратных метров, и было спасено имущество школы.
- вечером 4 апреля 2018 года произошло загорание мусора на лестничной клетке 5-го этажа общежития по ул. Плеханова в г. Перми. Благодаря работоспособности системы передачи извещений о пожаре сгорел только мусор на площади 0,5 квадратных метра.
- вечером 12 июня 2018 года произошел пожар по ул. Глазовская в г. Пермь в МАДОУ «Детский сад № 412». Повреждена мебель и спальные принадлежности. Площадь пожара составила 50 квадратных метров. Спасено здание и имущество детского сада.
- в ночь на 20 июля 2018 года произошёл пожар по ул. Седова в г. Пермь в подвальном помещении отеля «Амулет». Сгорели электросчетчик водонагревателя, отделка стен в помещении бойлерной. Спасено имущество и здание отеля.
- в ночь на 25 августа 2018 года произошел пожар в ГБУЗ ПК «ГКБ №1». Площадь пожара составила всего 0,5 квадратных метра.
Эффективность работы систем передачи извещений о пожаре в пожарные подразделения в автоматическом режиме позволила в вышеуказанных случаях максимально сократить время от момента возникновения пожара до начала его тушения, что значительно снизило материальный ущерб и, самое главное, спасти жизни людей.
Главное управление МЧС России по Пермскому краю не имеет законного права вмешиваться в договорные отношения по оказанию услуг на техническое обслуживание, ремонт и мониторинг работоспособности автоматических систем противопожарной защиты, в том числе устанавливать ценовую политику в данных вопросах и не является ее регулятором.
Цены на оказание услуг по обеспечению дублирования сигналов о возникновении пожара от объекта защиты на пульт подразделения пожарной охраны установлены приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 11.12.2017 № СЭД-32-01-04-148.http://59.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/7432121