04.09.2018 Десять лет назад в Москве появился первый круглогодичный пожарно-спасательный корабль, который может тушить пожары как на воде, так и на суше. Как работает это универсальное судно, что на нем есть, кто и как им управляет, читайте в специальном репортаже с корабля.
Плавучий герой
В 2008 году в столице образован пожарно-спасательный центр, который является подведомственной организацией департамента ГОЧСиПБ. В то же время на петербургском Средне-Невском заводе был построен речной многофункциональный пожарно-спасательный корабль, самое главное отличие которого от "соратников" и "предшественников" заключается в возможности самостоятельно ходить по льду толщиной до десяти сантиметров.
Пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев"
Спустя два года корабль "Полковник Чернышев" был готов тому, чтобы встать в боевой расчет. "Но первый свой подвиг он совершил до этого. 30 апреля 2010 года на Москве-реке вспыхнул плавучий ресторан "Викинг" у Бережковской набережной, а наш корабль как раз находился рядом. Пожарные быстро эвакуировали с него несколько десятков человек и за пару часов потушили огонь. Получается, это был заключительный экзамен, 1 мая судно встало в боевой расчет", — делится воспоминаниями начальник отряда по тушению пожаров на водных объектах Николай Мусатов.
Артиллерийский подход
"Полковник Чернышев" длиной 30 метров — это мощный корабль, который приравнивается к четвертой группе судов. Такие корабли ходят между городами, например, от Москвы до Петербурга. "Всего существует пять групп речных судов, наш "Полковник Чернышев" может ходить даже по Ладожскому озеру и выдерживать волны до двух метров высотой", — поясняет Мусатов.
Лафетный столб пожарно-спасательного корабля "Полковник Чернышев"
Спасательно-пожарный корабль оборудован тремя лафетными стволами — два расположены на носу, один — на корме. Из них, чем-то напоминающих артиллерийские стволы, вода может бить на 100 метров в длину с мощностью до 100 литров в секунду. На солнце внутри водных струй получается самая настоящая радуга.
Управлять лафетами можно дистанционно — при помощи специальных пультов из рубки, а также в ручном режиме. "Дело в том, что в рубке ограниченная видимость, ручное управление нужно для повышения точности в сложных случаях", — уточняет Мусатов.
Пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев"
Вода качается четырьмя насосами прямо из Москвы-реки, подаваться она может при этом как в лафетные стволы, так и в пожарные рукава (в народе — шланги), которые подключаются к кораблю. С помощью этих шлангов стволов можно тушить пожары на суше: в зоне ответственности "Полковника Чернышева" все крупные возгорания на воде, а также в прибрежной зоне на расстоянии до полукилометра от воды, говорит Мусатов.
Пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев"
За восемь лет работы спасательный корабль участвовал в тушении примерно 30 пожаров, в числе которых крупный пожар на Бадаевском пивоваренном заводе, а также несколько возгораний, которые возникали при реконструкции бывшей промзоны ЗИЛ.
И не только пожары
Корабль предназначен для проведения разных спасательных операций на воде. Поэтому на судне имеется специальная съемная дайвинговая площадка, на грузовой палубе легко можно разместить все необходимое оборудование.
Также "Полковник Чернышев" оснащен рабочей шлюпкой и краном манипулятором, который, во-первых, перемещает шлюпку с места на место, а во-вторых, способен поднимать грузы весом до 500 килограммов.
Пожарно-спасательный корабль "Полковник Чернышев"
Примечательно, что помимо пожарно-спасательных работ, корабль может устранять "энергетические аварии" на суше — запитывать электричеством социальные объекты. Это возможно благодаря мощным дизель-генераторам, которыми оборудовано судно.
Кроме того, корабль оборудован заградительными бонами. Их используют, если в реку попали нефтепродукты — они не дают пятну распространяться по водной поверхности. После того, как расставляют боны, члены экипажа вместе со специалистами городских службы очищают реку.
Все по пять
Экипаж корабля дежурит круглосуточно: существует пять дежурных смен. Каждая из них состоит из начальника смены и пяти пожарных, а также капитана корабля, механика и электромеханика. "Так что у нас пять капитанов, пять механиков и пять электромехаников", — говорит Мусатов
Все пять капитанов — четвертой группы судов, то есть имеют опыт работы на флоте не менее 15 лет. "Чтобы дослужиться до четвертой группы должно пройти время. Вообще, у нас все сотрудники заслуженные, некоторые из них награждены ведомственными медалями", — поясняет Мусатов.https://realty.ria.ru/guide/20180904/1527784139.html