16.06.2018 15 июня Гринпис России обратился к новому министру МЧС России Е.Н. Зиничеву, губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко и в органы прокуратуры с просьбой принять меры по организации тушения торфяного пожара на брошенном торфяном месторождении вблизи поселка Молодцово Кировского района Ленинградской области, а также провести проверку Главного управления МЧС России по Ленинградской области в связи с непринятием уполномоченными должностными лицами действенных мер по ликвидации этого пожара. Попытки решить проблему на уровне органов власти и организаций, непосредственно отвечающих за тушение этого пожара (ГУ МЧС по Ленинградской области, ЦУКС по Ленинградской области, местной пожарной части) не увенчались успехом.
Пожар, о котором идет речь, возник 31 мая 2018 года от пала сухой прошлогодней травы на осушенном и частично выработанном торфянике в километре к востоку от поселка Молодцово. 2 июня добровольцы обследовали пройденную травяным палом площадь, обнаружили возникший от горевшей травы торфяной пожар (множественные очаги тления на поверхности торфяника), и вызвали пожарных. В этот же день информация о торфяном пожаре была передан в ЦУКС Ленинградской области. В дальнейшем информация о пожаре неоднократно передавалась в разных формах в ГУ МЧС по Ленинградской области - но это не повлекло за собой никакой реакции со стороны МЧС. Когда информация об этом пожаре стала появляться в средствах массовой информации, представители ГУ МЧС по Ленинградской области сообщили, что "идет очаговое тление в поле на площади 0,5 гектара. В данный момент силами 127-ой пожарно-спасательной части очаги тушатся. Поле опахано по периметру, дальше они не распространяется. Дым есть, но задымление незначительное". Достаточных мер по тушению так и не было предпринято, системная работа по ликвидации пожара до сих пор отсутствует.
Пожар представляет собой особую опасность по трем причинам: во-первых, он действует на очень крупном торфянике, во-вторых, этот торфяник набит разнообразными боеприпасами военного времени, и во-третьих, в зону возможного сильного задымления входит много крупных поселений и гигантских дачных концентрационных поселков. При худшем развитии ситуации этот пожар в июле-августе может привести к значительному задымлению Санкт-Петербурга.
Гринпис Росии напомнил, кто по действующему законодательству обязан тушить этот пожар.
Согласно статье 18 федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров и некоторых других, не относящихся к данному случаю), относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Данный пожар действует на землях, частично заросших лесом, но с правовой точки зрения он лесным пожаром не является. Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ, под лесным пожаром понимается пожар в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, или землях особо охраняемых природных территорий. Территория, на которой действует этот пожар, ни к одной из перечисленных категорий земель не относится и в обозримом прошлом не относилась - то есть это не лесной пожар в понимании действующего российского законодательства.
Соглашением между МЧС России и правительством Ленинградской области полномочия по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы переданы от правительства Ленинградской области МЧС России. По этому соглашению финансовое и материально-техническое обеспечение переданных полномочий по тушению пожаров остается за правительством Ленинградской области.http://www.wood.ru/ru/lonewsid-80267.html