17.05.2018 В 20-ти километрах от поселка Кожва Печорского района 16 мая ушел под воду гусеничный вездеход. В нем находились девять человек, но только двоим удалось спастись. Об обстоятельствах трагедии и ходе спасательной операции рассказал БНК руководитель Печорского отряда «СПАС-Коми» Олег Рынденко.
Руководитель отряда «СПАС-Коми» в Печоре: «Спасенные, погибшие, спасатели, медики и следователи вернулись на одном вертолете»
Фото «СПАС-Коми»
-Когда поступило сообщение о ЧП? О каких обстоятельствах в нем сообщалось?
- Сигнал от оперативного дежурного ГО и ЧС по Печоре поступил 16 мая около половины восьмого утра. Сообщили, что на переправе через реку Кожву в направлении базы нефтедобывающего предприятия «Северная Кожва» утонул гусеничный вездеход. Что он затоплен на неглубоком месте. При этом два человека спаслись, еще шестеро утонули.
- Объявили сбор личного состава. Начали подготовку к выезду. По ходу согласовывали с руководством, на каком транспорте выдвигаться. Вскоре поступила вводная, что полетим на вертолете. Тогда загрузились в машину и отправились в аэропорт.
P80516-091401.jpg
- Сколько человек вылетело вместе с вами?
- Всего вместе со мной было пять спасателей. Также на борт погрузились двое медиков из Центра медицины катастроф, трое следователей, руководитель управления ГО и ЧС администрации Печоры и начальник местного пожарно-спасательного гарнизона.
- Быстро удалось добраться до места?
- Борт поднялся в воздух где-то в 8:40. Поскольку поначалу была вводная, что ЧП произошло на переправе через Кожву, по пути с воздуха осматривали берега – предполагали, что кого-то могло снести по течению и выбросить на берег.
Сначала сели у переправы, о которой сообщили выжившие. Понтонный мост там снят на период ледохода. На месте организован пост охраны. У дежуривших на нем уточнили, что ручей, где затонул вездеход, неподалеку. Что туда уже начали подтягиваться люди с предприятия, даже подъехал трактор.
Вылетели туда. Пилотам удалось посадить вертолет в семистах метрах от затонувшего вездехода. Прежде в этом месте был карьер. Где-то 9:13, прихватив с собой надувную лодку, двинулись с места посадки к ручью и примерно в 9:40 были на месте.
P80516-114908.jpg
- Как вездеход оказался в злополучном ручье, при каких обстоятельствах утонул?
- Поскольку понтонный мост сняли из-за ледохода, чтобы перебраться через реку, надо ехать вдоль нее до переправы, где проходит трасса Кожва-Усинск. В советские времена там была лесная дорога. Насколько мне объяснили, днем ранее вездеход уже проезжал по ней, доставляя на «Северную Кожву» новую вахту рабочих. В день трагедии он возвращал с предприятия предыдущую вахту.
Ручей поднялся из-за талой воды. При спуске вездеход приподняло и снесло на обочину в его русло. Двое из передней кабины вылезли. Ехавшие во втором отсеке остались внутри.
P80516-094117.jpg
- Когда началось погружение, вахтовики, со слов водителя, захлопнули дверь в свой отсек. Наверное, чтобы не шла вода. Вездеход стал погружаться дальше. Но открыть ее они уже не смогли. Как рассказывал водитель, пока вездеход тонул, он два раза снаружи пытался дверь открыть. Но это ему не удалось.
- Вы прибыли на берег ручья. Что было дальше?
- До затонувшего вездехода от берега метров 30. Выжившие были на корпусе, передний отсек вездехода едва поднимался над водой. Сняли их с корпуса. Перевезли на лодке на другой берег, где уже расположились представители предприятия и можно было обогреться. Туда же переправили следователей.
P80516-152310.jpg
- Насколько сложно было достать погибших?
- Водолазов у нас в Печорском отряде нет. Но есть специальные костюмы, в которых можно работать в воде на поверхности. Они и позволили нам добраться до погибших. Выяснилось, что дверь в отсек под водой была открыта!
Одного за другим начали поднимать погибших. Чтобы при помощи весельной лодки доставить тело каждого на берег, приходилось тратить минут по 10. Где-то в начале двенадцатого все семеро были на берегу. Вместе с телами поднимали вещи, так как нужны были документы. У одного их погибших документов с собой не было.
- Удалось управиться без водолазов?
- Вопрос о том, потребуются или нет водолазы, встал сразу, как только мы прибыли на берег ручья. Промерили место затопления – глубина три метра. Дотянуться без водолазного снаряжения до фаркопа, чтобы зацепить трос, мы не смогли.
Согласно первому сообщению на вездеходе было восемь человек, из которых двое выжили и шестеро погибли. Так как мы достали семерых, необходимо было проверить, не было ли кого еще. Поэтому было принято решение об отправке пятерых водолазов из Ухтинского отряда.
P80516-151959.jpg
- Как скоро они прибыли? И когда удалось закончить операцию?
- Подтверждение на их вылет поступило около 12 часов. Сначала их доставили на базу предприятия, что 10 километрах от ручья. Потом везли к нам. Потом им потребовалось время, чтобы осмотреть место, зацепить под водой трос. Когда вездеход вытащили трактором, его осматривали следователи.
P80516-115501.jpg
На все это ушло время. Поэтому когда вместе с погибшими и выжившими мы приехали на базу предприятия, было уже около половины шестого вечера. В Печору спасатели, следователи, медики, погибшие и спасенные летели на одном вертолете. Когда мы передавали тела погибших сотрудникам ритуальной компании, было уже около 19:00.
P80516-091318.jpg
P80516-083319.jpg
Напомним, утром 16 мая на технологической дороге в 20-ти километрах от поселка Кожва съехал в ручей гусеничный транспортер ГАЗ-71. В транспортере находились девять человек, двое из которых выбрались из него самостоятельно, семеро погибли. Автомобильного проезда по данному участку нет.
По поручению главы Коми Сергея Гапликова региональное министерство здравоохранения оказывает всю необходимую медицинскую помощь пострадавшим. В Коми возбуждено уголовное дело по факту гибели семи рабочих. Сейчас Минтруд Коми выясняет причины несчастного случая в Печорском районе.https://www.bnkomi.ru/data/interview/78939/