03.05.2018 Руководитель Рослесхоза И.В.Валентик в интервью изданию Коммерсант заявил, что такого задымления из-за лесных и торфяных пожаров, какое было в Москве в 2010 году, в нынешнем году в столичном регионе повториться не может. Обосновал он это свое утверждение тем, что подмосковные торфяники теперь обводнены, и, кроме того, подмосковное лесное хозяйство получает теперь значительное финансирование из федерального и областного бюджетов, и в нем сохранились профессиональные кадры. Заверение Валентика о невозможности повторения сильного задымления Москвы широко разошлось по российским СМИ. Ссылки:
"Ничего с этим ты не сделаешь: леса будут гореть". Глава Рослесхоза о причинах пожаров и импортозамещении деревьев (первоисточник)
Глава Рослесхоза: Смог 2010 года в Москве не повторится
Рослесхоз заверил, что ситуация со смогом 2010 года не повторится
Прав ли Валентик, и действительно ли повторение сильного задымления столичного региона, похожего на задымление 2010 года, исключено?
К сожалению, Валентик, как минимум, не совсем прав.
Конечно, риск такого задымления не очень велик - хотя бы потому, что такое жаркое и сухое лето, какое было в Средней полосе в 2010 году, в прошлом бывало раз в несколько десятилетий. Даже сейчас, несмотря на нарастающие изменения климата, такого масштаба засухи относительно редки - поэтому даже при самом бедственном положении дел в системе охраны лесов от пожаров вероятность повторения крупной лесопожарной катастрофы в Средней полосе именно в 2018 году была бы ниже вероятности ее не повторения. А полжение в системе охраны подмосковных лесов от огня сейчас действительно далеко не такое бедственное, как восемь лет назад, и обводнение подмосковных торфяников действительно несколько повысило уровень их пожарной безопасности. Еще сильнее на уровень пожарной безопасности повлияло то, что лесохозяйственные организации и подразделения пожарной охраны начали реагировать на торфяные пожары сразу после их обнаружения, а не с задержкой в недели и месяцы. Тем не менее, если такая же катастрофическая засуха, как в 2010 году, в Средней полосе повторится - с большой вероятностью может повториться и катастрофическое задымление, аналогичное задымлению 2010 года. Связано это вот с какими причинами.
Во-первых, основная часть дыма (оценочно - примерно 2/3) пришла в Москву и самые густонаселенные районы ближнего Подмосковья не из лесов и с торфяников Московской области, а из других регионов - Владимирской, Рязанской, Ивановской, Нижегородской областей и других; в задымлении Средней полосы Европейской России в целом леса и торфяники столичного региона играли еще меньшую роль. И сейчас, даже если в самой Московской области леса и торфяники сильно гореть не будут - пожаров в соседних регионах вполне может хватить для того, чтобы вызвать в столице и вообще в Средней полосе катастрофическое задымление. А в большинстве регионов Средней полосы ситуация в лесном хозяйстве гораздо хуже, чем в Подмосковье: денег остро не хватает, техника изношена, профессиональные работники уходят и не замещаются новыми. Похожая ситуация и в пожарной охране: она хоть и научилась за последние годы более адекватно реагировать на начинающиеся в зоне ее ответственности торфяные пожары и хоть как-то бороться с травяными палами - но нищета, нехватка кадров и техники сильно уменьшают эффект от этих улучшений.
Во-вторых, при обводнении подмосковных торфяников был сделан упор не на восстановление саморегулирующихся болотных экосистем, а на искусственное регулирование запасов воды в них с помощью гидротехнических сооружений. Теоретически и этот подход дает возможность насытить торфяники водой и сделать их гораздо более безопасными в пожарном отношении - но он подразумевает необходимость постоянного активного контроля за ситуацией на торфяниках, и резко увеличивает цену возможных ошибок. Кроме того, обводнены были далеко не все подмосковные ранее осушенные торфяники (некоторые в силу вполне объективных причин обводнить невозможно), а в соседних областях обводнение и вовсе затронуло только отдельные участки. Из тех торфяников, пожары на которых привели к катастрофическому задымлению Средней полосы в 2010 году, обводнена сейчас в лучшем случае четверть - это лишь несколько снижает риск повторения катастрофических торфяных пожаров, но отнюдь не исключает его.
В-третьих, все или практически все лесные и торфяные пожары 2010 года в Средней полосе были вызваны людьми - возникли в результате сжигания сухой травы и мусора, от оставленных костров, брошенных спичек, тлеющих пыжей, искр из неисправных глушителей и т.д. К сожалению, катастрофа 2010 года не изменила массовое сознание жителей Средней полосы - люди все так же жгут сухую траву и мусор, оставляют непотушенные костры, бросают окурки на сухую лесную подстилку, и в целом ведут себя на природе совершенно беспечно. Запреты на посещение лесов, которые по недомыслию вводят время от времени власти некоторых регионов, только усугубляют ситуацию: они не пускают в лес преимущественно ответственных и законопослушных граждан, которые могли бы помочь вовремя обнаруживать и даже тушить возгорания, а всякая безответственная шпана на такие запреты просто плюет.
Наконец, решающую роль в развитии пожарных катастроф, подобных катастрофе 2010 года в Средней полосе, играют чиновники, говорящие и делающие не то, что нужно для борьбы с пожарами, а то, что нравится вышестоящему начальству и широким народным массам. В 2010 году сил у лесохозяйственных организаций и подразделений пожарной охраны было вполне достаточно, чтобы ликвидировать все торфяные пожары на ранних стадиях развития, и чтобы сдержать катастрофическое разрастание большинства лесных. Но на ранних этапах развития катастрофических пожаров власти предпочитали бодро рапортовать, что пожаров почти нет, ситуация под контролем, а сил и средств для борьбы с огнем достаточно - в результате чего силы, которые могли бы предотвратить катастрофу, по факту были привлечены только к ликвидации ее последствий. В этом отношении нынешнее руководство федеральных ведомств, отвечающих за пожарную безопасность на природных территориях - руководитель Рослесхоза Валентик, министр МЧС Пучков и другие - ничуть не отличается от своих предшественников восьмилетней давности, и это является главным фактором риска повторения крупномасштабных лесоторфяных пожаров в густонаселенных регионах страны.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=22218