06.04.2018 «Это хуже Кемерово. Мы все сгорим»
Копейск — город-спутник Челябинска. В 88 образовательных учреждениях здесь воспитываются и учатся 28 тысяч детей от года до 18 лет. Все школы и садики оборудованы пожарными сигнализациями и системами автоматического дублирования сигнала о ЧС, на обслуживание которых из городского бюджета частным организациям уходит около 2 млн рублей в год. Миллионы затрачены на установку. Но по факту системы извещения, которые должны без участия человека в первые же секунды задымления передавать сигнал о бедствии в пожарную часть, не работают. Городские власти забили тревогу. Но региональное ГУ МЧС, в прямой компетенции которого находится решение этого вопроса, отстранилось от проблемы и фактически заявило, что все нормально. Корреспонденты Znak.com вместе с комиссией проверили «сработку» в школах, где были уверены, что у них все хорошо, но оказалось, что все очень плохо.
«Ситуация плачевная»
Ранее мы уже писали о проблемах с работой систем «Стрелец-мониторинг», установленных на социальных объектах Челябинской области. Напомним, ГУ МЧС по региону изначально ввело в цепочку коммерческую организацию, которая устанавливала в учреждениях и самих пожарных частях программно-аппаратные комплексы, подключала их и обслуживала. Однако, когда на рынок стали заходить конкуренты, начали происходить диверсии — многие объекты, не пожелавшие работать с монополистом, оказались отключены от пультов в пожарных частях. При этом руководители учреждений исправно платили деньги подрядчикам — до полутора тысяч рублей в месяц — и думали, что у них все хорошо.
Сомнительные схемы в ГУ МЧС по Челябинской области приведут к ЧС при пожаре в 60% школ и детсадов
Самая патовая ситуация сложилась в Копейске, где в декабре прошлого года отключенными оказались большинство школ и детсадов. Управление образования города стало разбираться в ситуации, вскрыло темные схемы с подрядами и субподрядами и все их разорвало. Затем провело новый отбор и заключило договоры с другой обслуживающей организацией.
Однако ГУ МЧС по Челябинской области в ответ на публикацию Znak.com прислало комментарий на пяти страницах, где отчиталось о том, что все написанное — преувеличение, никакой проблемы нет, все комплексы работают, а точнее, не работает всего до 10% в силу различных технических моментов.
Примерно в то же время впервые с 2014 года, когда начали устанавливать извещатели, на сайте ГУ МЧС появился порядок подключения объектов. Там сказано, что за подключение объектов отвечает подведомственный ГУ МЧС ФАУ «Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы». Тогда же в школы и садики разослали письма о том, что они могут обратиться в это учреждение для бесплатного подключения и программирования систем. В течение 10 дней работа приборов должна быть налажена. Руководители объектов, знающие о том, что системы не работают, написали в ФАУ и в МЧС письма с просьбой запрограммировать оборудование. Но в ответ все до единого получили лишь отписки — вам надо, сами снимайте приборы и несите их к нам, тем более внешне все работает, значит причина или в проблемах с подрядчиками, или в чем-то еще. В чем — никто не объясняет.
«Мы разорвали договоры с недобросовестными подрядчиками и заключили новые, — рассказал начальник управления образования Копейска Алексей Ангеловский. — Новая фирма со своей стороны все проверила: оборудование внешне исправно, находится в рабочем состоянии. То есть руководители учреждений должны быть спокойны. Но мы решили проверить, идет ли фактически сигнал о пожаре на пульт пожарной части. Сегодня я с 8 утра лично объезжаю все объекты: нажимаем кнопку пожарной сигнализации, затем звоним в пожарную часть, к которой относится учреждение, и спрашиваем: поступил ли им сигнал о пожаре.
Ситуация плачевная: из 30 объектов, через которые мы проехали, сигнал поступает только с пяти. Еще хуже то, что не везде удается с первого раза даже дозвониться до диспетчера пожарной части.
То есть идет пожарная тревога, нужно быстро эвакуироваться и не волноваться о том, когда приедут пожарные и что их нужно еще вызвать. А у нас ни автоматика, за которую мы платим, не работает, ни на 01 не дозвониться».
Мы с Алексеем Ангеловским и главным специалистом управления образования Яной Канбековой встречаемся около школы № 9. К тому моменту настроение у них, мягко говоря, безрадостное: школы и садики в поселках Калачево, Бажово, Старокамышинск показали, что сигнал не проходит.
Журналист Марина Малкова, глава управления образования Копейска Алексей Ангеловский и эксперт Илья АристовЖурналист Марина Малкова, глава управления образования Копейска Алексей Ангеловский и эксперт Илья Аристов
«Если мы сейчас сами начнем снимать приборы и куда-то их везти — мы примем сторону МЧС и тем самым снимем с него ответственность за какие-то неполадки, — отметил Алексей Ангеловский. — В свое время мы исполнили регламенты. Установили за счет бюджетных средств приборы, стоимость которых от 18 до 50 тысяч рублей за штуку, платим за их обслуживание, почему они не работают? Потому что, очевидно, кто-то что-то сделал и отключил их или перепрограммировал, но не на объекте, а как минимум в пожарной части. Это компетенция МЧС. Не наша. Мы просто не можем ничего сделать, так как у нас нет полномочий лезть в это оборудование».
В школе № 9, как надеются многие, сигнал должен проходить, так как здесь стоит сразу два комплекса — «Стрелец-Мониторинг», работающий автономно по бесплатному радиоканалу МЧС, и «Тандем 2М» — аналогичный прибор, но работающий на платной основе: через сим-карту оператора сотовой связи, которую нужно пополнять.
Нажимаем на кнопку автоматической пожарной сигнализации, по школе раздается сигнал тревоги. Оба прибора показывают, что сигнал в пожарную часть ушел. Выключаем тревогу. С сотового телефона звоним диспетчеру и с надеждой спрашиваем, был ли сейчас зафиксирован сигнал о пожаре в детском учреждении. Однако диспетчер отвечает отрицательно и кладет трубку.
«Сначала здесь поставили „Стрелец“ — это 50 тысяч рублей, потом нам навязали для надежности установить „Тандем“ — это еще 20 тысяч рублей. До недавнего времени школа платила по 1500 рублей в месяц за обслуживание приборов, сейчас платят по 500 рублей. В итоге ни один, ни второй не работают, — отмечает эксперт по пожарной безопасности Илья Аристов. — Причина в том, что нет порядка: кто и за что должен отвечать. Скажу больше, работа установленного здесь и во многих других учреждениях комплекса „Тандем 2М“ противоречит закону, который прямо говорит о том, что системы дублирования сигнала о пожаре должны работать без посредников, в данном случае операторов сотовой связи, а сигнал должен проходить на безвозмездной основе, но учреждение платит оператору связи за деньги на балансе сим-карты».
По мнению Аристова, региональное ГУ МЧС несколько лет назад, напротив, чтобы расчистить дорогу приближенным коммерсантам, устанавливающим приборы, указало, что не запрещается использовать при дублировании сигнала о пожаре GSM-каналы. Данное письмо руководства ГУ МЧС области есть в распоряжении Znak.com. Но, действительно, в сентябре 2017 года Иглинский межрайонный суд Башкирии по иску прокурора четко сказал: использование подразделениями МЧС коммерческих каналов связи для приема и передачи сигналов о пожаре недопустимо. Аналогичное решение было вынесено в августе 2017 года Апшеронским районным судом.
«Да, все по старинке будут вызывать пожарных по 01, — говорит Алексей Ангеловский, пока мы идем в следующий детский сад. — Но ведь это значительно увеличивает и опасность, и время выезда экстренных служб. Мы идем в садик № 8, у него три филиала. Один из них в старом здании, которое, если вдруг начнется пожар, вспыхнет, как бенгальская свеча, — за минуту. Причем ведь задымление может начаться там, где не сразу все услышат и увидят, так как сначала сработает один датчик, а потом подключатся все остальные. Вот такие ситуации самые опасные. То, что происходит, — хуже Кемерово, это совершенно не смешно, не дай бог, что случится — мы сгорим».
Заместитель заведующей по АХЧ детского сада № 8 Светлана Рупасова признается — перед приездом комиссии сами несколько раз проверили, проходит ли сигнал, но безрезультатно.
«Толку нет. Не проходит сигнал, хоть запроверяйся, — говорит Светлана Юрьевна. — У меня лежит кипа бумаг — переписка с МЧС. Сначала я прошу проверить, проходит ли сигнал, мне отвечают, что не проходит. Потом я пишу и прошу подключить нас, как того требует регламент. Мне приходит отписка: обратитесь в ФАУ ЦМТО ФПС, они должны приехать в течение 10 дней. Пишу в ФАУ, а оно отвечает, что я должна снять и сама привезти им прибор и они посмотрят, в чем дело, но ко мне никто не поедет. При этом никто не говорит: как я должна его снять, смогут ли они его подключить, кто мне его будет монтировать назад, кто оплатит мне проезд в это учреждение, в конце концов. Да и что я — пожарный инспектор, что ли? Я знаю свои обязанности. И это точно в мои обязанности не входит».
По словам Алексея Ангеловского, подобные письма за подписью заместителя начальника ГУ МЧС по Челябинской области Гандау, получили практически все подведомственные его управлению учреждения.
Мы, перебудив детей в сончас, проверили сработки во всех трех филиалах садика, сигнал не прошел ни в одном. На звонок из третьего учреждения диспетчер, уже явно нервничая, ответила: «Да нет ничего у нас, что вы заладили».
Подключилась ФСБ
На очереди две большие школы — № 1, где учатся 1100 учеников, и № 7 — 1730 учащихся. В седьмой школе так же, как и в школе № 9, стоят два прибора. По традиции — толку от них нет, завхоз только безнадежно машет рукой. В школе № 1 — «Тандем 2М». Тоже не работает. Но именно тут появляется надежда на то, что бой с МЧС за безопасность детей у школ еще не проигран.
«Приходили пять человек, с понятыми, сказали, что они оперативники областного управления ФСБ, опрашивали всех под протокол, проверяли, как и вы, сработку: сигнал не прошел, взяли всю переписку с МЧС, все документы, — рассказала завхоз школы Татьяна Юдинцева. — Нам толком ничего не сказали. Я только объяснила им, что сим-карту на „Тандем“ на свои личные деньги покупала и пополняла сама ее тоже. Думала, что так детей уберегу в случае чего, чтобы деньги на балансе сим-карты были. А оказалось все пустое — не работает ничего».
Школой № 1 уже 44 года руководит бессменный директор, заслуженный учитель России Анатолий Бароненко. Он подтвердил, что накануне к нему приходили оперативники УФСБ области, которые проводят свою собственную проверку ситуации.
«То, что происходит в МЧС, — коррупция в чистом виде. Тут работает принцип: страсть к наживе — сильнее страха. Иначе чехарду с этими приборами я объяснить не могу», — говорит педагог.
Как пояснил Алексей Ангеловский, аналогичные визиты оперативники УФСБ нанесли в школу № 16 и детский сад № 51, а также запросили копии ряда финансовых документов из управления образования.
По данным Znak.com, УФСБ сейчас ведет доследственную проверку обстоятельств отключения приборов АПК «Стрелец-мониторинг» в конце 2017 и в начале 2018 году. Проверка началась еще в феврале после первого материала на Znak.com. Известно также, что деятельность фирмы, которая считалась изначально монополистом в части установки оборудования, проверяли оперативники областного управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией ГУ МВД по Челябинской области. По последней информации, в данной части сейчас, после ЧП в Кемерове, все же могут быть возбуждены уголовные дела.
ГУ МЧС по Челябинской области: о пожарной безопасности в школах и ПАК «Стрелец-Мониторинг»
Znak.com в этот раз намеренно не стал отправлять запрос в пресс-службу ГУ МЧС области, так как прошлый ответ ведомства дал четко понять, что на конструктивное общение оно не настроено.
Отметим также, что после первой публикации руководство ГУ МЧС пригласили для обсуждения проблемы в студию ГТРК «Южный Урал». Однако за 5 минут до записи программы, увидев, что кроме них присутствуют независимые эксперты, должностные лица ведомства просто ушли. На повторную запись не явилисьhttps://www.znak.com/2018-04-06/po_vine_regionalnogo_mchs_28_tysyach_detey_na_yuzhnom_urale_nahodyatsya_v_sereznoy_opasnosti