22.02.2018 Немногие знают, что ликвидацией пожаров в Тамбовской области, спасением утопающих, поиском заблудившихся в лесу и многими другими спасательными операциями занимаются не только силы регионального ГУ МЧС, но и областной «Пожарно-спасательный центр». Создан он был в декабре 2004 года и финансируется из областного бюджета. В его состав из основных подразделений входят 17 пожарных частей в Тамбове и области, поисково-спасательный отряд, учебно-методический центр, центр обработки вызовов (служба «112»), дежурно-диспетчерская служба области, центр противопожарной пропаганды и общественных связей.
Из 650 работников ТОГКУ «Пожарно-спасательный центр» 435 человек — пожарные, 60 спасателей выполняют задачи по спасению тамбовчан. Один из них — Игорь Митрофанов. В прошлогоднем конкурсе профессионального мастерства он вновь завоевал звание лучшего пожарного центра. В третий раз.
Игорь Юрьевич родился в 1966 году в Тамбовской области, окончил среднетехническое училище, затем служил в армии, а потом пошёл на службу в пожарную охрану.
«Нет, пожарным стать я не мечтал, — признаётся он. — Меня всегда тянуло к природе, вот на природе я и мечтал работать. А, окончив училище, думал, что буду работать по профессии — на заводе сборщиком радиоаппаратуры».
30 лет на службе
Но судьбу Игоря Юрьевича, по его словам, определил его дядя, работавший водителем на пожарной машине. В итоге в 1987 году он оказался на службе в пожарной части № 5 города Тамбова. Тогда это была специализированная часть, обслуживавшая химически опасное предприятие — «Пигмент».
В 90-е годы на «Пигменте» случилось несколько техногенных аварий, в ликвидации которых принимали участие пожарные и даже специалисты из тамбовского военного училища химзащиты. Дело в том, что на предприятии в технологическом цикле применялось практически боевое отравляющее вещество — фосген.
В ликвидации утечек фосгена главная роль отводилась именно пожарным. Они устраивали искусственный дождь — вода «осаждала» отравляющий газ. Работали в изолированных противогазах с кислородными баллонами за спиной. Но и это не всех спасло. Некоторые всё же получили отравления различной степени тяжести.
В этом году исполняется ровно 30 лет работы Митрофанова в пожарной охране. С 1987 года он год не работал — после ухода на пенсию в 2006 году, но потом вернулся.
Пожаров было —не сосчитать
«Сколько пожаров потушил за эти годы? — озадаченно говорит он. — Да не сосчитать. В день по три выезда бывает. В месяц примерно 20—30 пожаров. Вот и считайте. А сколько людей спас? Ну, несколько десятков, наверное».
Тут надо сказать, что у пожарной части №5 работа, наверное, самая напряжённая. В её сферу ответственности входят: часть территории областного центра, Тамбовского района, пригородные дачные массивы, крупные промышленные предприятия — «Пигмент», ТЭЦ, АРТИ и т. д.
«Как правило, большинство пожаров случается из-за небрежного обращения с огнём», — продолжает рассказ Игорь Митрофанов.
Тут он вспоминает, как однажды тушили трёхэтажный особняк известного тамбовского бизнесмена. А всё дело в том, что он пристроил баню прямо к дому. В итоге, из-за перегрева в ней произошёл пожар.
«Хорошо, люди не пострадали, но крыша у дома сгорела, — вспоминает пожарный. — Вообще если пожар случается днём, то люди чаще всего спасаются сами, а вот если ночью, то тут уже нам приходится их искать. Спят ведь».
Как ни банально это звучит, но профессия пожарного связана с постоянной опасностью. В огне может случиться всё, что угодно.
«Когда едешь на пожар, об опасности не думаешь, — говорит Игорь Юрьевич. — Конечно, все знают, как действовать, — сначала надо отключить
электричество, при необходимости использовать защитные средства… Вообще страшнее всего тушить обычные сарайчики — там может быть всё, что угодно. Например, газовые баллоны».
Однажды ему пришлось лицом к лицу столкнуться с убийцей. Случилось это при пожаре в одном из садовых товариществ.
«Мы тушили огонь, а среди нас ходил какой-то странный подозрительный мужчина и всё время приставал, спрашивая, где его подруга. Я попросил его паспорт, а потом вызвал полицию. В итоге выяснилось, что этот человек зарезал свою сожительницу, отнёс её на чужую дачу и поджёг».
Главная награда — спасённые жизни
Часто бывает так, что спасённые погорельцы просят спасти их котика или попугайчика. И пожарные снова идут в огонь, чтобы спасти домашних любимцев. А бывает и так, что приходится спасать весь дом, как, например, несколько лет назад в посёлке Берёзка под Тамбовом.
«Там загорелся деревянный старый дом. Пожар случился ночью, и огонь вскоре охватил все этажи барака. Мы вывели около 20 человек, но нам сказали, что в доме осталась ещё одна женщина. Искали в огне, дым был такой, что мы не видели друг друга. В итоге нашли её, практически споткнувшись о тело. Женщина уже не дышала, мы быстро вынесли её на свежий воздух, я делал искусственное дыхание. Сердце у неё заработало, когда приехала «скорая». Что с ней было дальше — я не знаю», — вспоминает Игорь Митрофанов.
Из наград у пожарного — почётный знак «Отличник пожарной охраны» и медали «За безупречную службу» трёх степеней. Но награды, признаётся лучший пожарный, — это не главное.
«Нет такого пожарного, который бы не сочувствовал погорельцам, — говорит он. — Мы спасаем людей, оказываем им психологическую помощь. И главная награда — спасённые жизни», — говорит он.
При этом зарплата у спасателей весьма скромная. Молодым приходится подрабатывать, чтобы прокормить семью. Работают ведь сутки через трое. Свободное же время посвящают подработке. Хотя это неправильно. Если
положено отдыхать — надо отдыхать, чтобы спасатель приходил на работу в нормальной форме. А нагрузка на них очень тяжёлая, работа напряжённая, каждая ошибка и оплошность могут стоить жизни или спасаемому, или самому спасателю.
Техника — есть
Радует, однако, то, что техническое оснащение у пожарно-спасательного центра сейчас неплохое. Почти новые восьми- и шести-тонные автомобили, вместо двух-трёхтонных, воды из которых хватало на 5—10 минут. Есть уникальный 50-метровый коленчатый подъёмник, с помощью которого можно эвакуировать людей с верхних этажей многоэтажек. Но используют и традиционные лестницы, с помощью которых, например, в прошлом году спасли человека с девятого этажа многоэтажки на Рылеева в Тамбове. Есть пилы, «болгарки», гидравлические ножницы и другое пожарно-техническое вооружение.
«Раньше, чтобы вскрыть дверь, нам приходилось вызывать другую команду спасателей или выламывать её ломами, — рассказывает Митрофанов. — Очень много времени уходило. А время — это человеческие жизни. Теперь мы срезаем замок сами за несколько минут».
А вообще пожарные — люди скромные. Так, Игорь Митрофанов признался, что он сам не может сказать, что он лучший пожарный. Просто победил в конкурсе. Ведь успешное решение боевой задачи на пожаре зависит не от одного пожарного, а от действий всей команды. И он признаётся, что его коллеги тоже отличные пожарные. Например, Юрий Ионов, с которым Игорь Юрьевич пришёл на интервью. Но Юрий Михайлович попросил не задавать ему вопросов. Сказал, что пришёл поддержать своего товарища и друга.
http://tamlife.ru/obshhestvo/luchshij-pozharnyij-tambovskoj-oblasti-igor-mitrofanov-pozharnyim-byit-ya-dazhe-ne-mechtal