31.01.2018 Сегодня в чрезвычайном ведомстве под руководством Владимира Пучкова состоялось заседание Коллегии МЧС России, на котором обсуждались вопросы реализации основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на период до 2030 года. Также были рассмотрены вопросы дальнейшего развития беспилотной авиации и применения новейших технологий в МЧС России на период 2018-2020 годов.
Во время рассмотрения первого вопроса было отмечено, что основным направлением государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является комплексное развитие и дальнейшее совершенствование деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта работа должна проводиться на основе современных подходов и с учетом новых угроз национальной безопасности нашей страны.
Для организации системной работы предлагается планирование реализации Основ государственной политики осуществить в три этапа:
- Провести системную оценку состояния дел на территории субъектов Российской Федерации, соответствующих целям и задачам, определенным Основами государственной политики. Для этого необходимо выявить пробелы нормативного правового характера, создающих препятствия для реализации определенных практических мероприятий и на этой основе спланировать направления нормотворческой деятельности.
- Реализовать мероприятия по уточнению рисков и угроз, а также определению необходимых мер по их парированию. Эта работа должна быть проведена с задействованием потенциала главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также территориальных органов федеральных органов власти.
- Согласовать проект межведомственного плана реализации Основ государственной политики с федеральными органами исполнительной власти.
Предлагаемые меры позволят сформировать эффективную систему мероприятий по реализации Основ государственной политики, а также обеспечить достижение показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации в данной сфере.
Отдельным разделом в плане реализации Основ по мнению главы спасательного ведомства Владимира Пучкова должна идти работа с населением и привлечение общественных организаций к формированию культуры безопасности граждан.
«Напоминаю, что реализация Основ государственной политики в области защиты населения и территорий необходима для создания комфортных безопасных условий для жизни человека», - сказал Владимир Пучков.
На коллегии было отмечено, что впервые за всю историю пожарной охраны России Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
Определены основные задачи, которые предстоит решить, а также приоритетные направления государственной политики в указанной сфере, среди которых:
- внедрение современных методов минимизации пожарных рисков на территории Российской Федерации;
- развитие системы негосударственного контроля, декларирования, самоконтроля организаций в области пожарной безопасности;
- совершенствование надзорных функций на основе риск-ориентированного подхода, принципов уменьшения государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение роли профилактических мероприятий;
- продвижение российских пожарно-спасательных технологий и отечественных разработок на международном уровне;
- развитие органов дознания и испытательных пожарных лабораторий.
В ходе совещания Владимир Пучков отметил, что на ближайшие пять лет разработан проект Плана мероприятий МЧС России по реализации указанных Основ (I этап). В него включены основные мероприятия по реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности.
В качестве приоритетов Основами предусматривается защита критически важных и потенциально опасных объектов, детских оздоровительных лагерей, объектов образования, здравоохранения и социальной сферы. Особое внимание уделено исключению избыточных административных барьеров и коррупционных проявлений.
Результаты и достижения от реализации мероприятий, предусмотренных данным Планом, будут учтены при планировании мероприятий II этапа на период до 2030 года.
В тоже время, пристальное внимание члены коллегии уделили вопросам развития и применения беспилотных авиационных систем МЧС России.
Министр обратил внимание на недостаточно активное использование новых технологий в этой области.
«Это очень важное направление нашей деятельности, динамично развивающаяся сфера, с помощью которой решаются всё новые и новые задачи. Каждые пять минут мы тушим пожары, нужны мониторинг и оценка для постоянного контроля ситуации. И для этого необходимо развивать технические системы на базе искусственного интеллекта, в том числе беспилотную авиацию», - сказал глава МЧС России .
Он также добавил, что беспилотники не раз помогали сотрудникам МЧС минимизировать риск для пожарно-спасательных подразделений при проведении аварийно-спасательных работ.
В настоящее время на оснащении реагирующих подразделений МЧС России состоит 1591 единица беспилотных авиационных систем (далее – БАС), в том числе 1554 единицы вертолетного (мультироторного) типа и 37 единиц самолетного типа. Беспилотные летательные аппараты отвечают всем современным требованиям, необходимым для выполнения задач по предназначению. Все они российского производства с отдельными иностранными комплектующими.
Для дальнейшего развития беспилотной авиации в этом году и плановом периоде 2019-2020 годов предусмотрена закупка БАС нового поколения до 200 единиц ежегодно.
«Новые технологии должны появляться на вооружении пожарно-спасательных подразделений. Это требование современного мира», - заключил Владимир Пучков.
С помощью беспилотной авиации МЧС России выполняет ряд важных задач, в том числе таких как: контроль зон ЧС, определение точных координат границ района ЧС и объектов поиска, воздушное патрулирование заданных районов, контроль надводной обстановки, а также выполнение задач воздушной разведки, мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки, разведка путей движения, аэрофотосъемка заданных районов с последующей топографической привязкой фотоснимков, а также видео-фотодокументирование объектов контроля для получения обзорных и детальных изображений.
Использование тепловизора, входящего в комплектацию беспилотных воздушных судов с улучшенными характеристиками позволяет выявлять скрытые очаги возгорания, прогнозировать обрушения конструкций и сооружений путем определения температуры поверхностей, что дает возможность эффективно осуществлять меры по профилактике и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Опыт подготовки и проведения мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий свидетельствуют о возрастающей роли применения БАС в различных условиях. Только в 2017 году организовано и осуществлено свыше 17 000 полетов, в том числе более 3 500 полетов при реагировании на ЧС. Всего налет составил свыше 2 800 часов.
На коллегии также были определены основные направления развития БАС в системе МЧС России с учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями ведомства при ликвидации аварий и тушении пожаров. Среди наиболее приоритетных - способность выполнять задачи в различных климатических условиях, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня; организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России; изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации и другие.
Обсудив основные вопросы повестки дня, члены коллегии МЧС России еще раз отметили, что основным механизмом реализации государственной политики в области защиты населения и обеспечения безопасности является совместная деятельность органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан. Это позволит существенно повысить эффективность реализации запланированных мероприятий. На межведомственном уровне необходимо формирование системы взаимосвязанных механизмов, направленных на совершенствование защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом современных рисков и угроз. http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33499124/