07.12.2017 В 2016 премьер-министр РФ Дмитрий Медведев высказал мнение, "что контрольно-надзорная деятельность в том виде, в котором она сейчас существует, вызывает много нареканий. Она недостаточно эффективна для компаний, для людей, которые с ней сталкиваются, нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу. Но и наверное, в целом, слишком громоздка для государства". Это по существу положило начало глобальной реформе контрольной и надзорной деятельности. Речь идет о создании принципиально новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных предпринимателей. Поставлена задача всем контролирующим органам с 1 января 2018 года перейти на риск-ориентированный подход.
Именно эта актуальная тема стала основной на круглом столе, который прошел 6 декабря в пресс- центре информационного агентства Интерфакс. Главным спикером мероприятия стал директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.
«Сегодня в рамках программы реформы контрольно-надзорной деятельности вся система подлежит не просто реформированию, а скорее развитию и переходу на новые формы и методы работы с учетом современных условий», - рассказал Ринат Еникеев на пресс-конференции.
Реформы, о которых говорит главный госинспектор по пожарному надзору, осуществляются Открытым Правительством при непосредственном участии МЧС России и ряда других ведомств с целью настоящей «перестройки» в системе надзора и контроля. За последние 3 года работа инспекторов серьезно изменилась. Изменились приоритеты, ушла в прошлое «палочная система работы», теперь целью является конечный результат.
Справка
Основные цели риск-ориентированного подхода:
· снижение ущерба по контролируемым рискам;
· сокращение нагрузки на бизнес за счет перехода к планированию проверок, основанному на степени потенциального вреда;
· повышение эффективности надзорной деятельности.
Главная цель реформирования надзора - внедрение риск-ориентированного подхода и профилактики, которая позволит сконцентрировать внимание на действительно опасных объектах.
Директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС аргументировал это тем, что проверки объектов, не представляющих угрозы, не имеют смысла. А категорирование позволило разделить объекты на классы опасности. Однако проверки не ушли в прошлое – проверочные мероприятия все еще могут быть проведены по жалобам населения. Иными словами внеплановые проверки – это исключительный случай, когда имеются прямые угрозы жизни и здоровью людей. В остальных случаях, инспектор концентрирует свое внимание на объектах так называемого повышенного риска: объекты здравоохранения, социальных сфер, образования, детские лагеря, а также объекты важные для национальной безопасности страны.
Начальные результаты работы сыграли позитивную роль и в результате позволили сократить количество пожаров и гибели людей на 4-5%, что является настоящим прорывом.
Тем не менее, часть представителей делового сообщества, присутствовавших на круглом столе не смотрит на происходящее столь оптимистично, аргументируя свое мнение ныне существующей системой проверок в топливо-заправочном бизнесе, контроль над которым осуществляет Росстандарт.
"Чтобы проверить заправку, нужно предупредить владельца за три дня. Понятно, что любой здравомыслящий человек, который владеет АЗС, естественно подготовится к тому, чтобы проверяющий ничего такого не нашел", - отметил Сергиенко исполнительный директор "Российского топливного союза"
По его мнению, система внезапных проверок необходима. Однако руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович высказала свои сомнения по поводу целесообразности подобных мер, как потенциально являющихся инструментом нечестной конкурентной борьбы, так как подобные проверки провоцируют перекосы со стороны контрольных органов.
«На вопрос, готов ли бизнес к таким переменам, можно ответить так - мы, должностные лица надзорных подразделений, понимаем: если говорить о бизнесе 90х – нет, к такому он не был готов и применять презумпцию добросовестности к людям, обогатившимся на нестабильной обстановке в стране смешно. Есть и сегодня такие предприниматели, но этот процент очень небольшой. В целом сегодня картина бизнес-климата совершенно другая. И надзорная деятельность в такой ситуации должна быть, в первую очередь, профилактической, а не нависать дамокловым мечом», - ответил глава Департамента надзорной деятельности.
Он также подчеркнул, что далеко не всё так однозначно, и зачастую проблема имеет более глубокий характер и возникает необходимость проконтролировать всю цепочку, начиная с органов, утвердивших проект и принявших здание или помещение в эксплуатацию, без применения карательных мер к людям, не имеющим отношения к нарушениям.
«Сегодня «дураков» уже нет, каждый строит свой бизнес с учетом рисков, нормальной мотивацией и адекватным мышлением. Да, есть определенный процент тех, кто поступает иначе, но сейчас они - исключение из правил», - заверил Еникеев.http://www.mchsmedia.ru/focus/item/6558483/