09.10.2017 В Мурманской области сосредоточены объекты хранения ядерных отходов, судоремонтные мощности, здесь дислоцируется уникальный атомный ледокольный флот России. Обеспечение безопасности на подобных объектах требует особых знаний, навыков и оснащения. В канун 70-летия специальной пожарной охраны МЧС России начальник Специального управления Федеральной противопожарной службы N48 МЧС России полковник внутренней службы Валентин Туник рассказал в интервью "Интерфаксу" об особенностях работы подразделения, поставленных перед ним задачах и готовности защитить Кольский север от чрезвычайных ситуаций.
- Валентин Павлович, чем отличается работа Специального управления ФПС N48 МЧС России от работы Главного управления МЧС России по Мурманской области?
- Специальная пожарная охрана была создана 9 октября 1947 года для выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в это время как раз шла активная разработка атомной энергии. Наша задача – охрана определенных правительством РФ критически важных объектов: объектов судостроения и судоремонта, хранения радиоактивных отходов (РАО), образующихся в процессе эксплуатации судов с атомными энергетическими установками, и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Всего на Северо-Западе действуют три спецуправления по охране критически важных объектов – N48 в Мурманской области, N18 – в Архангельской области и N50 – в Санкт-Петербурге.
ГУ МЧС России по Мурманской области как территориальное подразделение отвечает за весь субъект в целом и происходящее в нем в части ЧС, гражданской обороны, пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ.
Но, хочу подчеркнуть, все вместе мы, подразделения МЧС, выполняем общую задачу. При необходимости наши аэромобильные группировки будут отправлены в любой район, где нужна поддержка, чтобы работать сообща.
- Что именно находится под вашей охраной в Мурманской области?
- Наше управление начиналось в 1973 году с пожарной части для охраны судоремонтного завода "Нерпа" и с тех пор значительно выросло – на сегодня это 11 специальных пожарно-спасательных частей и один отдельный пост. Они обеспечивают профилактику, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, государственный пожарный надзор и учет пожаров во всех пяти ЗАТО Мурманской области и шести критически важных объектах.
Под нашей охраной объекты филиала ФГУП "РосРАО" - "СевРАО" в Гремихе, Сайда-губе, губе Андреева, судоремонтный завод "Нерпа" (ЗАТО Александровск, Мурманская область, филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка" - ИФ). С декабря 2015 года в нашу зону ответственности вошел "Росатомфлот", c мая этого года - АО "82-й судоремонтный завод" (находится в Росляково, по указу президента поселок выведен из состава ЗАТО Североморск и присоединен к Мурманску для реализации проекта НК "Роснефть" по созданию береговой инфраструктуры - ИФ).
- В чем заключается ваша первоочередная задача?
- Наша задача – прежде всего не допустить возникновения ЧС. Поэтому службу мы несем круглосуточно: проверяем, смотрим, предупреждаем, проводим обучающие занятия с персоналом критически важных объектов и своим личным составом. Доносим простую мысль о необходимости соблюдения мер предупреждения ЧС: установка систем пожарной сигнализации, огнетушителей и так далее. Кроме того, мы обеспечиваем безопасность при проведении огневых и огнеопасных работ, наши машины в необходимом количестве находятся рядом, чтобы отреагировать и прекратить, к примеру, возгорание, в первые его секунды.
В случае с критически важными объектами необходимо понимать, что тот же пожар хоть на одном из них нанесет ущерб не локального масштаба, не одному конкретному предприятию, а национальной безопасности страны. Так, в случае пожаров на подводных лодках "Псков" и "Екатеринбург" (произошли в 2003 и 2011 году на 82 СРЗ – ИФ) работали наши подразделения. Как ни больно вспоминать, но встречали АПЛ "Курск" на 82-м судоремонтном заводе и 24 часа в сутки обеспечивали безопасность до последнего дня работ тоже наши люди.
- Под вашей охраной стратегические объекты, кто в вашем личном составе, как проходит отбор?
- Для выполнения тех или иных задач нужна специальная подготовка, очень высокие требования к состоянию здоровья. Прием на службу занимает до полугода: будущие сотрудники проходят медицинскую комиссию и тщательную специальную проверку, получают допуски к каждому виду работ. В результате каждый подчиненный на вес золота, и потому мы дорожим каждым сотрудником. К примеру, тем же водителем пожарной машины не может быть любой желающий с категорией "С". Абсолютно здоровому человеку необходимо обучиться вождению спецтехники, управлению коленчатым подъемником, обучиться на спасателя, получить допуск к работе в возможных условиях воздействия источника ионизирующего излучения.
С точки зрения психологии, в Спецуправлении работают особенные люди. Они знают, что первыми должны прийти на помощь, а коллеги, если объект в отдалении, прибудут только через несколько часов. Я всегда говорю подчиненным: надо, чтобы вы всегда были готовы, но никогда не понадобились.
- Помимо особых навыков пожарная охрана ядерных объектов и судоремонтных заводов требует особого оснащения?
- Действительно, мы обладаем парком уникальной техники. Наше управление по федеральной программе получило автоцистерну АЦ-10-150 для тушения крупных и затяжных пожаров. Она вмещает 10 тонн воды и две тонны пенообразователя, обладает пожарным насосом мощностью напора 150 л/с. Подобных автоцистерн в России меньше десятка, в Мурманской области аналога ей нет.
Кроме того, мы используем робототехнику и квадрокоптеры. В Спецуправлении есть единственный в регионе робот, предназначенный для работы там, где ее не может выполнить человек – при повышенной концентрации радиоактивных и химических загрязнений, для работы в тоннелях. Робот управляется дистанционно, оснащен видеокамерой, тепловизором, он определяет очаг возгорания и подает огнетушащие вещества. Что касается квадрокоптеров, они плотно вошли в нашу жизнь, и их задача понятна. Они оснащены тепловизорами и способны доставить пострадавшим небольшой груз, например, в виде лекарств. Но, к сожалению, в чем-то законодательство не поспевает, и сейчас идет работа по получению разрешительных документов для использования квадрокоптеров на территории ЗАТО.
Отмечу, что в 2009-2012 годах и сейчас ведется серьезное обновление техники, оборудования, ее средний возраст – меньше пяти лет. В прошлом году мы получили пять новых автоцистерн. В течение этого года пришло три квадроцикла и три снегохода. Также в 2017 году получили уникальный автомобиль АСО, предназначенный для организации связи и освещения места происшествия – с учетом продолжительной полярной ночи это более чем актуально. Он позволяет организовать штаб и оперативную группу.
Только сегодня Спецуправление получило новый штабной автомобиль, и до конца года ждем поступления еще двух пожарных автомобилей. Поскольку мы на Крайнем Севере, все это – полноприводные "Уралы" и "КамАзы". Полное импортозамещение, все, включая робототехнику – отечественного производства.
- В июне из хранилища "СевРАО" в губе Андреева начался вывоз ОЯТ. За этим процессом следят не только российские, но и европейские специалисты. По оценке "Росатома", все ОЯТ из данного хранилища будет вывезено на производственное объединение "Маяк" в течение десяти лет. Означает ли это, что ваша специальная пожарно-спасательная часть, обеспечивающая безопасность на таком серьезном объекте, спустя эти годы будет ликвидирована?
- Есть объект и задачи – есть подразделение, нет их – нет подразделения. Но я не стал бы говорить о закрытии части, зная объект и понимая, что будут выводиться из эксплуатации подводные лодки, высвобождаться отработавшее ядерное топливо. Я думаю, что работы хватит всем.
Силы и средства специальной пожарно-спасательной части будут переведены в другое место только тогда, когда правительство РФ примет решение об исключении губы Андреева из перечня критически важных объектов. До того времени будем нести службу.
Иностранные специалисты, к слову, во время визитов в губу Андреева и Сайда-губу высоко оценивают наши подразделения.
- Помимо охраны стратегических объектов ваше управление занимается шефской работой. Какой эффект она приносит?
- Как ни избита эта фраза, но дети – наше будущее. Наш первый кадетский класс появился в 2010 году. Это был первый в России морской кадетский класс МЧС. Его открыли на базе школы-интернета (в настоящее время Североморский кадетский корпус – ИФ). Там были специфические ребята, но они кардинально преобразились, начали усердней учиться, для них было честью пожать руку офицеру и, наоборот, страшным наказанием – провиниться и не пойти с другими кадетами в поход. Одна только кадетская форма дисциплинирует детей.
Пионерское движение кануло в лету, но патриотическим воспитанием нужно заниматься. Наши кадеты не только углубленно изучают основы безопасности жизнедеятельности, правила поведения при пожарах и ЧС, посещают пожарные части, участвуют в кадетских сборах и слётах, но и занимаются изучением истории, восстановлением мемориалов и памятников.
За семь лет мы открыли 29 кадетских классов МЧС во всех ЗАТО Мурманской области, шефство над ребятами взяли сотрудники наших специальных пожарно-спасательных частей. Некоторые выпускники наших кадетских классов поступают в вузы МЧС России и военные училища. Разумеется, мы продолжим эту работу. Если хоть один из кадетов в случае опасности спасет свою жизнь, жизнь близких, значит, эта работа проделана не зря.http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/exclusives.asp?id=876144