09.10.2017 В соответствии с решением Правительства 9 октября 1947 года приказом МВД в составе Главного управления пожарной охраны был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране объектов, привлечённых к реализации проекта. Отдел успешно обеспечивал надёжную противопожарную защиту всего комплекса производств по созданию новейшего оружия: предприятий, научно-исследовательских учреждений, закрытых городов и поселков. Сегодня Специальная пожарная охрана России отмечает 70-ю годовщину образования. Ежедневно более 5 тысяч сотрудников этих подразделений заступают на дежурство, и ежегодно свыше 50 тысяч раз выезжают на пожары, чрезвычайные ситуации, учения.
Триста лет на посту
В первой четверти XVIII века в Санкт-Петербурге, при Адмиралтействе, которое тогда выполняло функции верфей, была создана одна из первых пожарных команд. Петр I собственноручно писал указы и распоряжения, относящиеся к противопожарной защите строящихся кораблей.
13 ноября 1718 года вышел указ о постройке плашкоутов и установке на них насосов. В гавани было размещено шесть новейшей конструкции насосов с рукавами и полагалось иметь пять больших и десять малых крюков, столько же вил, семь парусин и пятьдесят щитов. На судостроительных верфях и в портовых сооружениях через каждые 40 метров ставили лестницу и две бочки с водой. Все типы кораблей снабжались необходимыми инструментами. На двухпалубных судах полагалось иметь в наличии 12 пожарных ведер, столько же топоров и швабр, а на трехпалубных - по 18 единиц каждого наименования.
В 1722 году в Адмиралтействе учреждается пожарная команда, работающая в две смены. Основу ее составляли рабочие. Первая смена после окончания работы уходила домой, а вторая ночевала в Адмиралтействе. Если пожар возникал в примыкающих к нему мастерских, то советник, отвечающий за пожарную безопасность, снаряжал на помощь только треть команды, а сам с остальными оставался внутри здания.
Членам пожарной команды при пожарах помогали также и другие рабочие, мастеровые, матросы. Толком тушить не умели, инструментов не хватало. Пожары тушились подолгу и не всегда успешно. Так, летом 1728 года, несмотря на бдительность охраны, загорелись едва ли не все корабли, стоявшие у Васильевского острова неподалеку от таможни. Огонь не могли потушить целый день.
В XIX веке верфи были перенесены на новое место. Сегодня АО «Адмиралтейские верфи» - один из ведущих центров судостроения России - находится под надежной пожарной охраной специальной пожарно-спасательной части № 8 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России». Получается, что СПСЧ №8 ведет родословную со времен Петра Великого.
В 1737 году была создана пожарная команда на Верхне-Туринском заводе, изначально специализировавшемся на выпуске пушечных ядер, штыкового железа, а также якорей и оснастки для флота. В 1835 году такая же команда была сформирована на Тульском оружейном заводе. Таких примеров много: в 1892 году в России насчитывалось уже 127 заводских пожарных команд.
Испытания Первой мировой
К началу ХХ века встала необходимость решения проблем пожарной безопасности на государственном уровне. Свои коррективы, причем существенные, внесла Первая мировая война. Оказала она влияние и на вопросы обеспечения пожарной безопасности на оборонных предприятиях.
В начале 1915 года австро-германское командование начало предпринимать широкомасштабные диверсии в тылу русской армии. Момент был выбран крайне удачно: именно в начале 1915 года в русских войсках начал остро ощущаться кризис в снабжении боеприпасами. Подрывная деятельность австро-германских агентов была нацелена именно на оружейные предприятия.
Так, зимой и весной прокатилась целая серия загадочных пожаров на военных фабриках и заводах. Виновных так и не нашли. Причем диверсии чаще всего нацеливались в самую уязвимую точку – на производство боеприпасов. Произошел мощный взрыв на пороховом заводе в Петрограде. В мае в Гатчине был подожжен стоявший на запасных путях эшелон, груженный артиллерийскими снарядами.
Между тем война продолжалась, «русский паровой каток» постепенно набирал обороты, количество и напряженность боев выросла. Летом 1916 года был успешно осуществлен Брусиловский прорыв. Соответственно, выросли потребности фронта в военной продукции. Конечно, война дала импульс для развития отечественной промышленности, работающей на нужды армии и флота.
Объем государственных инвестиций в военное производство был колоссален: до 90% металлообрабатывающих предприятий страны выполняло военные заказы; были практически преодолены, хотя и не до конца, проблемы со снабжением, проявившие себя в первый год войны; объемы производства увеличены на порядок. Вместе с увеличением объемов производства увеличилось и количество пожаров, которые приняли массовый характер.
Высочайшее повеление
Такая ситуация не осталась без внимания правительства. И в августе 1916 года произошло знаковое событие: 6 августа (по старому стилю) было подготовлено и принято высочайшее повеление «О противопожарной охране фабрично-заводских и горно-заводских предприятий, заготавливающих предметы снабжения для армии и флота».
Документ определил, что на время войны министру внутренних дел предоставлялось право формировать на предприятиях, работающих для нужд фронта, общие правила по противопожарной охране. Под этим подразумевались организация противопожарного надзора и караулов, установка пожарной сигнализации, устройство и содержание противопожарных средств и систем водоснабжения, об учреждении пожарных дружин и команд. Предписывалось создать комиссии для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности на этих предприятиях.
К сожалению, попытка решить вопрос организации проверок заводов и создать при отделе страхования и противопожарных мер МВД специальную комиссию успеха не имела. Дальнейшие шаги в этом направлении связаны с работой комиссии при морском министерстве под руководством П.К. Яворовского, попытавшейся скоординировать усилия всех министерств в области пожарной безопасности.
В начале 1917 года один из видных организаторов пожарного дела в России - Ф.Э. Ландезен так оценивал сложившуюся ситуацию: «Полная неопределенность нашего законодательства, многочисленность инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайность и произвол в их постановлениях, полная неразбериха, неопределенность, многовластие и путаница».
Ситуация стала меняться к лучшему только после окончания гражданской войны. Необходимость принятия государственных мер по борьбе с огнем уже ни у кого не вызывала сомнений. Но это уже другая история, которая заслуживает отдельного рассказа.http://www.mchsmedia.ru/focus/item/6553540/